Найти в Дзене

5 отличий воспитанника интерната от «семейного» ребенка

Оглавление

У всех детей есть похожие проблемы ― у кого-то они проявляются больше, а у кого-то меньше, но есть такие, которые отличают детей, живущих в спецучреждениях от тех, кто находится в благополучной или относительно благополучной семье.

Фото из архива фонда "Благо"
Фото из архива фонда "Благо"

Мы очень стараемся решить хотя бы часть из них, находясь в контакте с детьми и участвуя в их жизни. Если вы неравнодушны к судьбе этих ребят, загляните на наш сайт ― там вы можете оставить любое посильное пожертвование или подписаться на регулярные платежи.

Дети перестают доверять

Можем ли мы говорить о том, что психотравмы есть у всех детей, растущих в интернатах? Пожалуй, да.

Так или иначе, ребенок теряет доверие к взрослым, особенно если родители или приемная семья отказывается от него. Часто дети из неблагополучной семьи подвергаются физическому и психологическому насилию, что не проходит бесследно ― многие травмы закрепляются на всю жизнь.

Фото из нашего архива
Фото из нашего архива

Когда приемная семья или опекуны не справляются с ребенком и отказываются от него, ребенок воспринимает это как предательство, и в будущем ему сложнее доверять любым взрослым.

Страдает эмоциональный интеллект

Далеко не все дети, которые оказались в интернате, способны верно распознавать и называть свои эмоции, и, как следствие, им трудно сочувствовать другим.

Фото из нашего архива
Фото из нашего архива

До определенного момента ребенок ярко реагирует на происходящее в своей семье, защищает родителей, даже если те ужасно себя ведут по отношению к малышу. Но и тут есть предел ― многие дети просто закрываются от любых эмоций и сочувствия к другим людям.

Снижена самооценка

Очень часто в неблагополучной семье развиваются сценарии, когда ребенок виноват буквально во всем, особенно когда родители нетрезвы и агрессивны ― не так ест, не так ходит, не то сказал и так далее. При этом малышу может достаться и физически, и психологически.

Фото из нашего архива
Фото из нашего архива

Опекуны, да и сами родители говорят, что ничего хорошего из ребенка не вырастет, он ничего не сможет добиться, а окружающие относятся к нему, как к человеку второго сорта. В интернатах, которые не заботятся о развитии детей ситуация та же.

Отсутствие мотивации

Если уж бывает сложно донести до своего ребенка, зачем ему учиться, заниматься домашними делами и развиваться в других сферах, то с воспитанником интерната такая задача, порой бывает просто непосильной.

Фото с занятия "Как найти свое предназначение" в Аннинской спецшколе
Фото с занятия "Как найти свое предназначение" в Аннинской спецшколе

Даже в хорошем интернате ребята искренне не понимают, зачем что-то нужно делать самому ― уборку и готовку обеспечивают сотрудники спецучреждения, ярких красок в жизни практически нет, а происходящие события никак не связаны с личными достижениями. Обучение для них ― обуза, а не радость новых открытий.

Строгая иерархия

В интернате, как и во многих закрытых социальных группах, где люди вынуждены жить вместе, ярко выражена «стайность» и четкая иерархия.

Если в открытом коллективе субординация полезна (например, в рабочем пространстве каждый выполняет свою роль для достижения какой-то общей цели или договоренностей, а в семье это помогает воспитать важные социальные навыки), то в случае спецучреждения ― нет.

Фото из нашего архива
Фото из нашего архива

Поскольку роли делятся по принципу силы без учета уважения к другому и его личностных особенностей. В детском коллективе процветает все то же физическое насилие, часто приобретая форму травли самых слабых, а воспитатели не всегда могут уследить за развитием событий. Такой способ общения дети несут в свою будущую жизнь и семью, выстраивать здоровые уважительные отношения они не умеют.

Каждая встреча с подопечными радует нас возможностью изменить или облегчить эти проблемы. Наши чудесные волонтеры помогают не просто разнообразить жизнь детей, но и выслушать их, показать примеры здорового общения и решения трудностей внутри коллектива.

В последнее время в наших проектах все чаще участвует психолог и студенты психологического факультета Воронежского филиала МГЭУ, и все чаще ребятам открывается возможность открыться, порефлексировать и углубить свое представление о жизни.

Молодые психологи не просто применяют на практике свои знания, но и помогают ребятам справиться со сложностями и обсуждают их причины
Молодые психологи не просто применяют на практике свои знания, но и помогают ребятам справиться со сложностями и обсуждают их причины

Иногда детям нужно просто человеческое участие и знание, что они кому-то нужны. Вы тоже можете стать частью большого дела:

  • стать волонтером, если живете в Воронежской области;
  • подарить полезный навык из любой точки России;
  • поучаствовать в онлайн сборе на творческий мастер-класс;
  • перечислить пожертвование на сайте;
  • подписаться на автоматические перечисления кэшбэка в нашу пользу через Tinkoff банк.

Самые важные вещи складываются из мелочей, и именно мы ― взрослые ― можем сделать этот мир добрее, дав будущему поколению полезные навыки и способы жить счастливо.