У всех детей есть похожие проблемы ― у кого-то они проявляются больше, а у кого-то меньше, но есть такие, которые отличают детей, живущих в спецучреждениях от тех, кто находится в благополучной или относительно благополучной семье.
Мы очень стараемся решить хотя бы часть из них, находясь в контакте с детьми и участвуя в их жизни. Если вы неравнодушны к судьбе этих ребят, загляните на наш сайт ― там вы можете оставить любое посильное пожертвование или подписаться на регулярные платежи.
Дети перестают доверять
Можем ли мы говорить о том, что психотравмы есть у всех детей, растущих в интернатах? Пожалуй, да.
Так или иначе, ребенок теряет доверие к взрослым, особенно если родители или приемная семья отказывается от него. Часто дети из неблагополучной семьи подвергаются физическому и психологическому насилию, что не проходит бесследно ― многие травмы закрепляются на всю жизнь.
Когда приемная семья или опекуны не справляются с ребенком и отказываются от него, ребенок воспринимает это как предательство, и в будущем ему сложнее доверять любым взрослым.
Страдает эмоциональный интеллект
Далеко не все дети, которые оказались в интернате, способны верно распознавать и называть свои эмоции, и, как следствие, им трудно сочувствовать другим.
До определенного момента ребенок ярко реагирует на происходящее в своей семье, защищает родителей, даже если те ужасно себя ведут по отношению к малышу. Но и тут есть предел ― многие дети просто закрываются от любых эмоций и сочувствия к другим людям.
Снижена самооценка
Очень часто в неблагополучной семье развиваются сценарии, когда ребенок виноват буквально во всем, особенно когда родители нетрезвы и агрессивны ― не так ест, не так ходит, не то сказал и так далее. При этом малышу может достаться и физически, и психологически.
Опекуны, да и сами родители говорят, что ничего хорошего из ребенка не вырастет, он ничего не сможет добиться, а окружающие относятся к нему, как к человеку второго сорта. В интернатах, которые не заботятся о развитии детей ситуация та же.
Отсутствие мотивации
Если уж бывает сложно донести до своего ребенка, зачем ему учиться, заниматься домашними делами и развиваться в других сферах, то с воспитанником интерната такая задача, порой бывает просто непосильной.
Даже в хорошем интернате ребята искренне не понимают, зачем что-то нужно делать самому ― уборку и готовку обеспечивают сотрудники спецучреждения, ярких красок в жизни практически нет, а происходящие события никак не связаны с личными достижениями. Обучение для них ― обуза, а не радость новых открытий.
Строгая иерархия
В интернате, как и во многих закрытых социальных группах, где люди вынуждены жить вместе, ярко выражена «стайность» и четкая иерархия.
Если в открытом коллективе субординация полезна (например, в рабочем пространстве каждый выполняет свою роль для достижения какой-то общей цели или договоренностей, а в семье это помогает воспитать важные социальные навыки), то в случае спецучреждения ― нет.
Поскольку роли делятся по принципу силы без учета уважения к другому и его личностных особенностей. В детском коллективе процветает все то же физическое насилие, часто приобретая форму травли самых слабых, а воспитатели не всегда могут уследить за развитием событий. Такой способ общения дети несут в свою будущую жизнь и семью, выстраивать здоровые уважительные отношения они не умеют.
Каждая встреча с подопечными радует нас возможностью изменить или облегчить эти проблемы. Наши чудесные волонтеры помогают не просто разнообразить жизнь детей, но и выслушать их, показать примеры здорового общения и решения трудностей внутри коллектива.
В последнее время в наших проектах все чаще участвует психолог и студенты психологического факультета Воронежского филиала МГЭУ, и все чаще ребятам открывается возможность открыться, порефлексировать и углубить свое представление о жизни.
Иногда детям нужно просто человеческое участие и знание, что они кому-то нужны. Вы тоже можете стать частью большого дела:
- подарить полезный навык из любой точки России;
- подписаться на автоматические перечисления кэшбэка в нашу пользу через Tinkoff банк.
Самые важные вещи складываются из мелочей, и именно мы ― взрослые ― можем сделать этот мир добрее, дав будущему поколению полезные навыки и способы жить счастливо.