В первой части был констатирован факт резкого роста кредитования российских юридических лиц банками РФ. Сейчас надо разобраться, за счёт чего (или кого) обеспечен сей праздник. Для этого воспользуюсь данными Spydell_finance (выделено цитированием) и прокомментирую их. Но для начала - о розничном, оно же потребительское, оно же частных лиц кредитовании в 2022 году.
Если по годовым темпам происходит замедление с 23% в феврале 2022 до 9.5% в декабре 2022, то по 6 месячному импульсу видно, что с сентября происходит интенсивное восстановление - 7%. В структуре прироста кредитования основной вклад вносит ипотечное кредитование, которое за последние 6 месяцев обеспечивает свыше 80% от общего прироста, тогда как раньше пропорция была иной – лишь 40-50% было распределено в ипотечных кредитах.
Резки рост ипотеки понятен - памятуя прошлые кризисы, банки "прикрутили" необеспеченные потребительские кредиты, а такой сектор как автокредитование, упав в 15 раз за год, тихо закатился под плинтус и не отсвечивает. Сложилась парадоксальная ситуация, когда стоимость новой машины в большинстве регионов страны превысила стоимость однокомнатной квартиры и для большинства граждан покупка нового автомобиля стала не то что неприступной - ипотеку на большие суммы активно берут - но логически бессмысленной. Уже лет тридцать как в России сложилась традиция: не хватает на квартиру - покупаем машину. "Движимость" должна стоить дешевле "недвижимости" минимум раза в два - так говорит весь опыт жизни последних тридцати лет и накладывает на покупку нового авто во многом психологический запрет.
Вернемся к бизнес-кредитам. Возможные причины роста
Финансирование ВПК и смежных с ВПК отраслей, в том числе через госгарантии по кредитам или субсидируемое кредитование.
Не секрет, что ВПК в России был во многом недозагружен. Как в части производства, так и в части разработки. Многие, даже воплощённые в металл изделия либо пылились на полках, либо катались по выставкам в единичных экземплярах. Ну или шли потоком на экспорт мимо армии родной. Историю одного такого (из тысяч!) изделия я рассказал в статье Терминатор неприкаянный. Сейчас же, после того как припёрло, резко нашлись деньги и МО РФ начало заказывать продукцию "сверх плана" у забывших что такое работа 24/7 заводов ВПК. Конечно, сразу появились другие проблемы - с нехваткой кадров, например, но когда есть работа, работники найдутся. Особенно если им хорошо заплатить.
Высокий спрос на кредиты со стороны госкомпаний, бизнеса с госучастием (Роснефть, Газпром, Ростелеком, Аэрофлот, Россети и прочих) и квазигосударственных структур. В России сейчас растет то, что так или иначе связано с государством, сидит на госзаказах или гарантируется компенсацией издержек со стороны государства.
То есть практически половина российской экономики - ВПК, энергетический сектор, инфраструктура (во всех смыслах) . Это - доля государства в 50% от экономики - не есть хорошо и не плохо. Это всего лишь инструмент развития и сейчас, надо заметить, он работает.
Операции слияния и поглощений – скупка иностранных активов ушедших из России компаний в связи с санкциями со стороны российских резидентов.
О, это очень интересно! Фактически, идет мягкая репатриация и национализация с фактическим запретом вывоза полученных западниками за продажу своих активов в РФ денег в уютненький Валинор. Деньги получены и лежат в банках РФ, но опция "вывезти за рубеж" выключена. При этом следует уточнить, что на выкуп активов в РФ при помощи средств, находящихся у бизнеса РФ в оффшорах и прочих "хороших" юрисдикциях, кредит "на доплату" в российских банках не получить. Риски запредельные и такие кредиты никто не даёт. Поэтому, рискнувшим на такую схему приходится крутится "на свои".
Удлинение финансовых и логистических цепочек, санкционные риски внешних контрагентов, удорожание посреднических услуг финансового, страхового, логистического и юридического сопровождения сделок требует больше оборотного капитала (издержки растут), который кроется краткосрочным кредитованием. Сюда также можно включить операции по параллельному импорту.
Это самое обычное кредитование оборотных средств, ничего нового, кроме роста объёмов.
Компенсация дефицита внешнего фондирования и замещение его внутренним кредитом (закрытие дыр в балансе). Как известно, свыше 97% в структуре внешнего фондирования обеспечивали финансовые и торговые представители из недружественных стран.
Внешние кредиты замещаются на внутренними. В итоге все внешние кредиты, взятые российским бизнесом на Западе, могут быть переоформлены и сведены на один банк. С кем, собственно и придётся иметь дело всем западным кредиторам российских юрлиц. Перспективы у такого варианта просто шикарные :). Кто сказал, что "шикарные" - для западных креиторов? Для них всё будет совсем и очень наоборот.
Более-менее точные данные по результатам роста кредитования можно будет увидеть в апреле 2023 года - по результатам сдачи и обработки годовой отчётности за 2022 год.