А ещё буквально пару месяцев назад он составлял менее 200 судов. Такими темпами правильней спросить: какой флот уже теневой в таком формате?
Как пишут со ссылкой на данные торгового гиганта Trafigura, «теневой флот» судов, перевозящих российскую нефть по всему миру, увеличился примерно до 600 танкеров.
Как заявил в интервью Bloomberg Television соруководитель отдела по торговле нефтью Trafigura Бен Лакок, около 400 судов, занимающихся сырой нефтью, или 20% мирового флота, «перешли» с основной торговли на «якобы ведение бизнеса в России». Для танкеров-нефтепродуктовозов компания видит уровень в 200 танкеров, или 7% от общемирового количества:
«У вас были старые времена Ирана и Венесуэлы, и там был теневой флот, который был относительно небольшим — он мог управлять санкционированными "бочками". Этот российский поток сильно отличается — он огромен».
С 5 февраля (воскресенье), через два месяца после введения запрета на сырую нефть, Европейский союз запретил почти весь морской импорт российского топлива. Эти меры будут приняты в сочетании с ограничением цен на российскую нефть для всех, кто хочет получить доступ к ключевым западным услугам, таким как страхование [уже не такие уж ключевые - прим. Об этом не говорят].
По словам Лакока, запрет в конечном итоге поднимет цены на нефть и нефтепродукты, поскольку расстояния доставки увеличиваются, а перевозки по новым маршрутам занимают больше времени:
«Многие говорят о том, как можно поумничать и избавиться от российской нефти. Но это огромный объем, которому нужно найти новый дом. Я думаю, что в первые дни, возможно, это нормально, но со временем на рынках продуктов возникнут трудности».
Цены на нефть в этом году снизились, поскольку добыча в России остается высокой, отчасти из-за сохраняющейся готовности покупателей и грузоотправителей торговать с Москвой. Фьючерсы на нефть марки Brent торгуются в Лондоне в районе 80 долларов за баррель.
По мнению Лакока, нефть будет торговаться в диапазоне от 80 до 100 долларов за баррель, превысив этим летом 90 долларов, поскольку спрос в Китае восстанавливается, хотя фьючерсы могут с трудом преодолеть трехзначные числа:
«Мы создаем глубокую неэффективность на нефтяном рынке, который десятилетиями становился невероятно эффективным. Со временем ситуация будет только хуже».
Trafigura занимается в России «очень небольшим» бизнесом, связанным с нефтепродуктами в соответствии с действующим законодательством, но компания, которая является одним из крупнейших в мире трейдеров сырьевыми товарами и до недавнего времени имела совместные предприятия с российской «Роснефтью», будет следить за подробностями по антироссийскими санкциям:
«У нас есть группа специалистов по соблюдению [санкций] и юристы, которые ждут, чтобы узнать, каковы правила [и как их обойти? - прим. Об этом не говорят]».
Почти треть мирового флота работает на Россию. Это точно "теневой флот"? Такими темпами "теневым флотом" скоро станет флот корабле, которые контролируются Западом. В общем, санкции работают. Опять.