Найти тему
Анатолий Медведев

Поддержал СВО - поддержал убийство?

Уже скоро год как продолжается российская спецоперация на Украине. Тем не менее, время влияет на качество обсуждения не так сильно, как мне того хотелось бы. Порой аргументация как сторонников, так и противников вызывает вопросы. Поэтому сегодня кратко рассмотрю один из часто используемых эмоциональных приемов, на который многие не знают, что ответить.

Вкратце он выглядит так: «Как ты можешь поддерживать СВО, если там погибают люди?» или более агрессивно: «Те, кто поддерживают СВО – поддерживают убийства детей».

(сейчас будет про всякие буковки, более простым языком - в конце)

То есть логика здесь такая: Если А с очевидной неизбежностью приведет к Б, то поддержка А означает поддержку Б.

Кажется, все логично и правильно? Всё, получается, что сторонники спецоперации посрамлены? Сомневаюсь.

Предположим, что действие А приводит к множеству {Б,В,Г,Д...}, где какие-то последствия очевидны, другие нет. В то же время НЕ действие А вероятно приводит к множеству {Б*,В*,Л,М...}, где так же какие-то последствия очевидны, другие – нет. Как видите, часть последствий совпадает.

Соответственно можно поддерживать действие «А» поддерживая последствия «Г», «Д» в противовес последствиям «Л», «М», и в тоже время не поддерживать последствия «Б», «В», которые так или иначе все равно бы произошли.

Однако в реальности всё вообще немного по другому. Обратимся к примерам.

Начнем с невоенного примера. Возьмем сторонников и противников ювенальной юстиции (я, кстати, противник, но здесь это значения не имеет). Противники могут сказать – если вы поддерживаете ювеналку, значит, вы поддерживаете страдания несправедливо отнятых у родителей детей. Но это очевидно не так – сторонники ювенальной юстиции поддерживают совершенно иные вещи: они поддерживают идею о том, что ребенок не должен расти в семье алкоголиков-наркоманов. Напротив, сторонники ювеналки скажут, что если вы не поддерживаете возможность вмешиваться в дела семьи, значит, вы поддерживаете идею о том, чтобы дети росли в семьях алкоголиков-наркоманов. Но это не так – противники ювенальной юстиции прежде всего хотят, чтобы дети росли с родными родителями, и решать надо проблемы семьи, а не только ребенка. Как видите – с любой из сторон можно обвинить противника в том, что он поддерживает нечто ужасное, хотя по факту это не так.

Теперь примеры про войну. Представим себе эмоциональное заявление: «Поддерживаешь взятие Берлина Красной Армией – поддерживаешь гибель немецких детей и женщин». Довольно очевидно, что человек, который поддерживает взятие Берлина, поддерживает совершенно иные вещи, такие, как конец войны, победу своей Родины. То есть из этого примера мы узнаем, что поддержка в том числе военного захвата определенной территории с последующей гибелью гражданских может казаться нормальной.

Приведу другой пример. Оборона тоже приводит к гибели гражданских – можно вообще не сражаться. Вот например сколько там дней продержалась Франция или Бельгия под натиском Гитлера? Получается, что они поступили верно? Но нет, их поведение кажется нам неправильным – они должны были дать отпор, несмотря на гибель своих граждан.

Собственно что я хотел донести? Не ведитесь на эмоциональные тычки ваших оппонентов, они часто не имеют под собой ни здравого смысла, ни логики.

На самом деле все дело в справедливости. Мы готовы спокойно воспринимать жертвы и даже жертвовать сами, если считаем дело справедливым. Поэтому если мы считаем, что действие «А» справедливо – то последствия, какими они не были бы, примем. А справедливым подобное событие делают не только последствия, но и причины.

Остается только решить, на чьей стороне правда. Я для себя решил. А вы?