Найти тему

Такой разный лубок

В отделе книжного фонда нашего музея хранится коллекция лубочных картинок, насчитывающая свыше 1000 листов на самые разные темы. Изначально существовали следующие типы лубков:

Нравственно-поучительные, религиозные. Состоятельные купцы покупали нравоучительные и воспитательные листы о добродетелях и семейной жизни, а у крестьян пользовались популярностью лубки, которые осуждали пьянство, обжорство, жадность, разгульную жизнь, супружескую неверность, восхваляли традиционные ценности.

Крестьяне и горожане охотно покупали лубки на религиозные темы, библейские сказания, жития святых, календари церковных праздников и копии икон. Мастера копировали церковные фрески и рисунки из книг – такие картинки служили дешевым вариантом дорогих икон. Чаще всего на лубочных картинках воспроизводились Богородичные иконы, Распятие и Воскресение, Полница (двенадцать церковных праздников с Воскресением в среднике), а едва ли не самым популярным сюжетом был Страшный суд. Из западноевропейских по происхождению оригиналов крестьянская и низовая городская среда предпочитала эпизоды Священной истории, разнообразные душеполезные притчи, картинки с изображениями чертей и загробных мучений.Такие гравюры сопровождались пространными пояснительными подписями. В лубках по мотивам евангельских притч обывателю напоминали о нормах морали и грехах, подстерегающих на каждом шагу. Были популярны картинки с подписями: от какой болезни или беды кому из святых следует молиться, а также лубки с текстами молитв и календари с главными религиозными праздниками. Благодаря лубку узнавали об открытии мощей, мироточении икон, канонизации и чудесах святых угодников.

Политические и исторические. Это - картинки с политическим содержанием, относящиеся к тем особенно важным событиям и личностям, которые оказали большое влияние на жизнь русского народа. И именно эти картинки были более распространены в народе, чем картинки даже религиозного содержания. С помощью картинок крестьяне получали информацию о событиях в стране и крупных военных битвах.

-3

К примеру, в лубках изображали победные сражения Русско-турецких войн XVIII века. Тексты для листов брали из газеты «Московские ведомости», но авторы картинок переписывали их, чтобы язык стал понятным для малограмотных читателей, а также дополняли сказаниями и легендами, зачастую преувеличивая боевые потери вражеских войск до фантастических размеров. Во время Отечественной войны 1812 года правительство использовало лубок для поддержания патриотического духа. Профессиональные художники и народные мастера обыгрывали актуальные в те годы сюжеты: подчеркивали мужество русских воинов и высмеивали французов за слабость и трусость во время изгнания Наполеона из России.

Философские. Сюжет лубков толкует смысл человеческой жизни от рождения до смерти. Тема смерти и исхода души грешного и праведного человека освещалась в притчах из «Великого зерцала», в текстах Синодика. Человек создан для прославления Бога, и чтоб жить под законами и под властью. В числе прочего объясняется, что человеку «положено просвещение ума наукам», «предписание правды» и т. д. Известный повторяющийся сюжет посвящён возрастам человеческой жизни. Человеческая жизнь подобна лестнице, ступени которой ведут вверх и спускаются вниз. «Описание восхождения и нисхождения человеческой жизни вверх, аки бы по лествицы, сиречь.., и едино токмо стяжание, человек по смерти себе получит гроб и жилище тамо во веки».

Сатирические. Картинка «Как мыши кота погребают», сюжет, известный во многих вариантах. Русский автор вложил в популярный сюжет свой смысл, скрытую аллегорию. Все подписи на ней, все подробности взяты из русского быта. Картинка представляет собой сатиру на похороны императора (совпадают даты погребения кота и похорон Петра I), обвинительный акт государственных и исторических деяний императора. Народ изображен тут слабыми, бессильными мышками. Рифмованный текст уточняет образы, конкретизирует их и объясняет действие. Другая, подобная ей, знаменитая лубочная картинка «Яга-Баба, дерущаяся с крокодилом», представляет сатирический дуэт, где Петр I изображён с Екатериной I. Петр здесь – крокодил (любимое прозвище Петра у раскольников), она – злая чухонская колдунья. А чтобы никто из зрителей не усомнился в том, что речь идет именно о самом Петре, на одной из картинок как напоминание или условный знак изображено озеро с корабликом - любимое детище императора.

-6

Диковинные истории и непристойности. У простого народа были популярны небывальщины, истории про чудеса и чудищ. Подобные новости подавались под видом реальных случаев, произошедших в далеких краях. В лубках XVIII века бытовали рассказы о быке, который превратился в человека и подвесил мясника на крюк.

Встречались истории про стариков, чудесным способом обратившихся в молодых, про странных существ из чужеземных стран, людей, которые не горят в огне, детях с двумя головами, найденном в Испании сатире, у которого «голова, лоб и брови человечьи, уши тигровы, усы кошачьи, борода козья и рот львиный».

-7

Отдельный вид лубков составляли потешные листы и карикатуры. Их авторы прибегали к довольно грубым образам, а в текстах встречались бранные слова.В лубках рассказывали скабрезные и непристойные истории о приключениях героев Парамошки, Еремы и Савоськи. Такие картинки создавали только для развлечения, они не содержали нравоучений.

Народные сказки, праздники, песни и авторская литература. Большим спросом пользовались лубки c сюжетами из любимых народных сказок: волшебных, житийных и богатырских. Главными их героями были Бова-королевич, Илья Муромец, Иван-царевич. Персонажей древних преданий и былин изображали в момент славной победы над врагом. Фольклорный герой Еруслан Лазаревич сражался со страшным семиглавым драконом, а Илья Муромец – с Соловьем-разбойником. Много раз переиздавали сатирическую «Сказку о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Текст размещали на фоне изображения или включали в композицию рисунка. В народе ходили так называемые лицевые сказки: их делили на восемь или 16 фрагментов и печатали на одном листе, который потом разрезали. Страницы сшивали в определенном порядке, получалась небольшая книга. Так печатали сказки «О Бове-королевиче», «Об Иване-царевиче и Царь-девице» и многие другие. Представление простого неграмотного мужика о сюжете народных картинок бывало смутным. Лубки с изображениями сказочных богатырей Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича порой помещали рядом с красным углом и зажигали перед ними восковые свечи.

Часто на лубках встречается изображение райских дев-птиц – Алконоста и Сирина. Основное их внешнее отличие заключается в том, что Алконоста, как правило, изображают с руками – то есть по пояс он представляет собой деву, но с крыльями и птичьими лапами. В одной руке она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII в. На голове Алконоста обычно изображается корона. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сирин –птица, но только с человеческим лицом. Обе они обладают сладкими завораживающими голосами, но если пение Алконоста служит для утешения, то пение Сирина убивает. Различен и характер их песен – песни Алконоста проникнуты светлой печалью, песни Сирина – веселы и прекрасны, сулят внеземные радости, но в то же время являются смертельно опасными, что, очевидно, роднит его с образом морских дев сирен, завлекавших мореходов в морскую пучину. На старинных лубках как раз изображены такие моменты: прекрасная дева-птица Сирин, усевшись на яблоню или цветущий куст,распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от неё есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать её и готовят для этой цели пушки.

Очень характерны для лубков изображения в лицах народных песен – от обрядовых, свадебных до мещанских «жестоких романсов»: «Ехали бояре из Нова-города», «Вниз по матушке по Волге», «Песня девушки, которую не прельстила ни знатность, ни богатство», «Била жинка муженька». В XIX веке издавали лубки по мотивам произведений Н. Карамзина, А. Кольцова, М. Лермонтова, И.Крылова и других русских писателей. Охотно покупали листы на сказки А. Пушкина. Часто авторы искажали и текст, и сюжет литературного произведения, вольно трактовали характеры героев и их поступки.

-10

Сегодня лубок продолжает изучаться как художественное явление, имеющее своеобразную форму и глубокое содержание, как источник изучения истории, быта и менталитета русского народа.

Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.