Найти в Дзене
Мысли о важном

“Старые песни о главном”. Ностальгия по непрожитому

Сейчас довольно часто в публичном поле обвиняют Леонида Парфенова, продюсера и создателя новогоднего проекта “Старые песни о главном” 1995 года, где новые звезды эстрады пели старые, ставшие народными песни, в реабилитации светлого образа советского образа жизни и ресентименте. Из-за этого все перестали хаять и поносить советский союз, забыли разоблачения советских преступлений и гонений на свободу слова и диссидентов. И представили советское прошлое как потерянный рай, где было тепло и жили хорошие люди, пели добрые песни и делали жизнь лучше.

Поэтому рейтинг Ельцина перед выборами сильно упал и его поднимали силами этих же звезд в знаменитой избирательной кампании “Голосуй или проиграешь”, спонсируемой олигархами и бизнесменами поделивших страну и боявшихся все это потерять. Благо все радиостанции, телеканалы и газеты принадлежали олигархам и их холдингам, где решали политические и экономические интересы путем натравливания журналистов на свои интересы. Вспомним Доренко, Невзорова и Евгения Киселёва со старого НТВ, битву двух гигантов того времени, Березовского и Гусинского, которые и решали все политические вопросы в стране.

Гарик Сукачев в проекте "Старые песни о главном"
Гарик Сукачев в проекте "Старые песни о главном"

Часто можно встретить такое мнение, что журналистика в 1990-е годы была свободной, но их свобода ограничивалось интересами глав СМИ на это не жалели средств и денег, неизвестно откуда появившихся у честных бизнесменов. Для обычных людей первая половина 1990-х годов была очень тяжелой и драматичной. Все обещания хорошей и сытной жизни демократической правящей верхушки привели к огромным разочарованиям, расстрелом Верховного Совета, “шоковой терапии”, обесцениванием накоплений, жуткой гиперинфляции, грабительской приватизацией и ваучерами, продаваемых за бутылку водки, обмана народа финансовыми пирамидами, конфликтами на Кавказе, всеобщей безработицей и бандитской войной за передел собственности. Конечно, только лишь безобидный новогодний проект дал задуматься советскому еще народу, что их жестоко обманули? Поэтому выборы 1996 года чуть не выиграл Зюганов, как лидер неосознанного протеста против нищей и растоптанной жизни, налаженной до 1991 года у большинства населения.

После первой части “Старых песен о главном” вышли еще две, но такого успеха ни не имели. С 1997 года появилось много свежей и крутой музыки, и вспоминать старую было некогда, для таких открыли Ретро ФМ, остальные же слушали и смотрели зарубежные клипы, русский поп-рок, “Гости из будущего”, Шуру, “HI-FI”, Николая Носкова, “Короля и Шута”, Земфиру, Алсу, “Руки вверх”, Децла и прочее. В 2000-е годы все начали интересоваться Евровидением и отбор, и обсуждение участников стала поважней футбольных и других спортивных соревнований. Главный вопрос весны был кого мы отправим выступать на Евровидение, чтобы на сей раз не опозориться. Про советское прошлое никто не вспоминал, когда началось развитие клубной жизни и электронной музыки в жирные, жаль только для некоторых. 2000-е годы.

Современная молодежь с флагами ВЛКСМ
Современная молодежь с флагами ВЛКСМ

Но когда перспективы спокойной и сытой жизни сменились на кризисы и санкции, всеобщее кредитования населения. Многие задумались и начали вспоминать уют и ламповость советской простой не гламурной жизни, где были главное не деньги, а помощь и взаимовыручка. Может, конечно, кто-то и усмехнуться, вспоминая советские годы дефицита и очередей, но мы говорим о победившем культе мещанства и жлобства, о блате и пресловутом ты мне-я тебе, начинавшиеся с !970-х годов, которых высмеивал в своих комедиях Гайдай. Интеллигенцию и образованные слои самой читающей страны продали сиюминутным мечтам о джинсах и видеомагнитофонам с западными дешевыми боевиками.

Многие молодые люди, родившиеся в 2000-е годы, тоскуют по СССР. Но не по “империи зла” и “тюрьме народов”, а о спокойствии, взаимопонимании и уважении, социальных гарантиях, важности образования и честного труда, на пользу стране и обществу, а не тупого зарабатывания денег, которые остались только в советских фильмах и мультфильмах. То как власть и делили верхушка пусть останется на их совести. Поэтому молодежь так активно перепивает нестареющие советские песни и мелодии, каждый второй трек на новом радио – это перепевка старых песен, пишут в стилистике 1980-х. начиная с “Белых роз” Билана и треков Zivert, игру в позднее советское время “Внутри Лапенко” и нестареющие по возрасту зрителей дискотеки 80-х Авторадио и Ретро ФМ. Может это надо расценивать как запрос на то чтобы быть полезным и жить не только для себя, как нас учит культура потребления? Но не на возращение в советское прошлое, которое у всех было разное, а у молодежи не было совсем, а построение нашего светлого будущего, в котором мы будем стремиться вперед и уверенно планировать будущее, а не просто выживать и приспосабливаться к все время меняющимся обстоятельствам.