Чтобы воспитать будущее поколение, нужны школы, а не магазины и кабаки. ➥
Александровский поселок (про первые названия Новосибирска читайте тут), возникший на правом берегу Оби в 1893 г., разрастался стремительно — активно строились казенные жилые дома для рабочих, халупы и полуземлянки для переселенцев, деревянные и каменные усадьбы для инженеров и «руководства». К 1896 г. в поселке сформируется 20 кварталов, а население вырастет до 26 тыс. человек в 1903 г.
Про развитие города читайте в статье «Новосибирск — сибирский Чикаго» и «Колывань, Кривощеково, Новосибирск — кто сильнее?».
Конечно, молодому поселку была необходима школа — строительство и обслуживание железной дороги предполагало соответствующий штат рабочих, а у тех были семьи. Учебное заведение, как и церковь — это часть минимальной социально-культурной базы. Тем не менее, ни администрация железной дороги, ни управление Алтайского горного округа заниматься этим вопросом не желали, хотя Александровский возник на их подвластной территории. В итоге, все в том же 1893 г. ее открыл Г.М.Будагов — инженер и доверенный начальник мостростроительства, причем, сделал это практически полностью на свои средства (все же, часть денег собрали рабочие и служащие).
Первая школа стояла в начале улицы Трактовой (сегодня — Большевистской). Днем здесь учились дети рабочих — 80 мальчишек и девчонок (в 1896 г. школа насчитывала уже 150 учеников), а вечером, после работы, на занятия приходили сами взрослые. Каменотесы, каменщики, кузнецы, плотники, молотобойцы, различные мастеровые.
Здание было невзрачным по виду — деревянная постройка, напоминающая барак или склад, а вот его «наполнение» было выразительным. Здесь не только учили грамоте. При школе действовал драматический кружок (среди постановок — Гоголь и Островский), самодеятельный хор и библиотека, показывали слайды. Пианино и книги Будагов привез из Колывани — в одном обозе с инженерным оборудованием.
Григорий Моисеевич лично пригласил первых штатных учителей — Николая и Степаниду Козловых из уездного города Каинска. Николай Васильевич получил должность заведующего школой, работал учителем, руководил хором и драмкружком — играл на скрипке, гармони и пианино, пел и танцевал.
В 1896 г. на станции Обь (ныне, вокзал Новосибирск-Главный) открылась вторая школа будущего Новосибирска — «школа мастерских депо». Деньги на ее открытие собирал местный священник В.А.Подольский, предложив местным жителям «подписаться» и сделать первый взнос в 10 рублей. На сборы потребовалось около года. Посельский, кстати, станет преподавать в этой школе Закон Божий, направляя свое вознаграждение на развитие библиотеки, а затем лично будет ездить в Томск и отбирать для нее книги. В 1897 г. библиотека насчитывала более 200 томов религиозно-нравственного и беллетристического содержания.
В первый год в школе обучалось 55 детей.
Изначально школа мастеровых депо располагалась в казенном помещении, а в 1897-1898 гг. для нее было построено отдельное здание, которое приняло 120 учеников.
«Прекрасное здание с прекрасной обстановкой. Представьте себе громадную, светлую комнату; рядом комната для библиотеки, большая прихожая для раздевания детей, комната для сторожа и приличная, в четыре больших комнаты, квартира для учителя. Специально для школы очень приличная мебель произведения местных железнодорожных мастеров; имеются даже такие учебные пособия, как шведские счёты, стенные географические карты, глобус и проч.». Воспоминания современников о школе на станции Обь.
С 1898 г. школа стала государственной, была переименована в Обское двухклассное железнодорожное училище для детей обоего пола. С этого же момента почетным блюстителем училища становится инженер, коллежский асессор и соратник Г.М.Будагова — В.К.Жандр.
Количество учащихся с каждым годом росло, поэтому в 1900 г. под училище было построено новое двухэтажное здание. Это была самая большая школа в городе — восемь комнат-классов, две учительские и большой зал для мероприятий, и даже общежитие-интернат на 40 человек.
В 1906-1907 гг. произошло разделение школы на «мужское двухклассное училище» (осталось в том же двухэтажном здании) и «женскую школу» (для нее построили новое одноэтажное). В мужском училище на этот момент обучаются 494 человека. После революции они стали железнодорожными школами №1 и №2, а затем, фабрично-заводскими семилетками №34 и №35. Оба здания сохранились до наших дней, хотя их облик значительно изменился.
В 1907 г. Государственная Дума приняла закон о всеобщем бесплатном начальном обучении, теперь формирование учебных заведений стало ответственностью городских управ.
В 1910 г. Новониколаевский голова В.Жернаков заключил договор с архитектором Андреем Крячковым, в результате которого, под руководством Крячкова в городе было построено 12 каменных зданий специально для двенадцати начальных училищ (подробнее о них — вот в этой статье).
В 1923 году нарком просвещения Луначарский писал о Новониколаевске: «...этот 25-летний юноша-город весьма непрезентабелен, грязен, плохо застроен. Отдельные каменные здания, между ними — очень недурные школы, которые кажутся какими-то сложенными для будущего фундамента камнями...»
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать выход новых публикаций!