Повесть
Автор благодарит за консультации, идеи, интересные истории из жизни педагогический коллектив Воронежского Центра образования №1 и участников литературного объединения "Юный спасатель", с которым довелось работать в 2009-2010 гг.
***
Совещание подходило к концу.
- И еще одна новость, - сказала Марина Викторовна, директор школы. – В одиннадцатый «А» пришел новенький. Принимаем в порядке очень большого исключения. Все согласовано.
- Откуда? – немедленно поинтересовался куратор военных классов.
- Из пятой перевелся.
- О-о-о!.. – застонал куратор. – Как же он конную подготовку сдавать будет? Четверть заканчивается, три занятия осталось, точнее два: на третьем, последнем, – зачет!
- «Двойки»? «Тройки»? – спросила завуч.
- «Двоек» нет, а насчет «троек» - разговор особый.
- А зачем, в таком случае, переводиться? – пожала плечами Маргарита Владимировна, учительница русского языка и классный руководитель одиннадцатого «Г». – Тем более в пределах города. Если бы переехали откуда-то, тогда было бы понятно. А так… Смысл?.. Коней на переправе не меняют.
- Проблемный?.. Конфликтный?.. Неконтактный?.. – у школьного психолога был свой профессиональный интерес к новичку. – Чего из той школы-то сорвался?
- Сам по себе, я думаю, не проблемный, - директор вздохнула. – Проблема чисто возрастная: первая любовь.
- Что-то поздновато у него первая любовь… в одиннадцатом классе, - тихонько засмеялся учитель физкультуры. – Нормальные современные люди в этом возрасте уже разводятся.
- А отсюда другая проблема: начали прогуливать уроки – и он, и она, - продолжала Марина Викторовна. – В школу ходили через день. По очереди. Учились в разных школах и в разных сменах, живут довольно далеко друг от друга. Если мальчик утром на занятиях – значит, встречаются во второй половине дня, девочка ради такого случая не идет в школу. А потом наоборот: они встречаются с утра, он пропускает уроки, а она после обеда, как положено, идет в школу. Естественно, нахватали «трояков». А мальчик, представьте, кандидат на медаль. Да и девочка до этой истории училась хорошо, но ей хотя бы экзамены не сдавать – она в десятом классе, успеет еще что-то исправить. Короче, родители, когда узнали, отобрали у них телефоны, поменяли сим-карты... между собой объяснились не совсем хорошо... А у мальчишки папа очень серьезный – спецназовец бывший, и в Афганистане был, и в Чечне… Сами понимаете, такой шутить не будет. Оплеух надавал, как сам честно сказал, и вообще его из той школы забрал и к нам перевел, чтоб девчонка даже не знала, куда он делся. Взял его посещаемость под контроль, привозить и увозить охранник будет, так что теперь прогулы исключены. Вот… в общем-то и все, кажется.
- Бедный мальчик! – тихонько произнесла учительница музыки.
- Бедные мы, Тамара Александровна, причем, в большей степени, чем этот мальчик! – директриса услышала ее. – Мало нам тут своих любовей было… или любвей – кстати, филологи, как правильно во множественном числе?..
Коллектив дружно задумался: слово «любовь» во множественном числе, как правило, не используется.
- До сих пор не знаю... впрочем, Бог с ним, с этим множественным числом, с любвями и любовями, как ни назови – от этого не легче… - продолжала Марина Викторовна. – Еще одна свалилась, да к тому же, можно сказать, несчастная. Будем, как на пороховой бочке: не перегнуть, не обидеть нечаянно. Я понимаю, в каком он состоянии… Тем более, похоже, мальчишка нервный… вот такое у меня впечатление… хотя в руках себя держать умеет – прямо не по-детски.
- А зачем тогда он в МЧС идет, нервный-то? – с неудовольствием проговорил куратор. – Он же комиссию не пройдет!
- Володя, не переживай, это уж пусть родители думают, какое у их сына здоровье, куда их сын пойдет после школы... – сказал учитель физкультуры.
- В общем, дорогие коллеги, не травмируйте его. Пока не адаптируется – не спрашивайте. Допустимое количество «троек» он уже получил в той школе. Значит, надо будет как-то это выровнять – зря, что ли, ребенок столько лет старался?.. Кстати, очень удивляюсь, что его в той школе не пожалели. Неужели нельзя было поинтересоваться: с чего вдруг лучший ученик начал «тройки» получать? Тем более это продолжалось почти месяц… Сначала наставили «троек» - а потом родителям сообщили, что он целый месяц ходит в школу через день… Я личное дело просмотрела, он по десятый класс включительно был круглым отличником…
Коллектив заахал.
- Десять лет был отличником – и в одиннадцатом ему наставили «троек»? – не поверила учительница русского языка. – Наоборот же – учителя стараются не топить в одиннадцатом. Уж если только безнадежность полная…
- Мог бы запросто на «золото» вытянуть, если бы не эта история, - продолжала директриса.
- У-у-у-у-ужа-а-а-а-ас! – дружно вздохнули педагоги.
- Значит, обрадовались возможности «подрезать»: мало ли, кто там еще на золотую медаль претендует! Или на папу кто-то зуб имеет, а на мальчишке решили отыграться, – уверенно подытожил старый математик, который за долгую трудовую деятельность повидал всякое. – Хотя они, медали эти, уже ни на что не влияют, по большому счету. Разве что престиж… по инерции, так сказать.
- Не скажите, Алексей Алексеевич! – возразил молодой руководитель секции туризма (он заочно учился в педуниверситете и потому требования, предъявляемые к студентам, знал не понаслышке). – Медалисты все равно в каких-то отдельных списках числятся, хотя и не все этим медалям соответствуют.
- Но «серебро» - это еще реально, давайте поддержим, все-таки потенциальные медалисты не каждый день к нам приходят… Хороший парнишка. Обидно будет, если в последнем году срыв случится. Две «четверки» в полугодии, не забывайте. А вы, Инна Валентиновна, - обратилась Марина Викторовна к классной руководительнице одиннадцатого «А», – попросите, пожалуйста, вашего Гусарова, чтобы не особенно в остроумии упражнялся… а то (знаю я его!) обрадуется новой жертве!
- Да я-то попрошу… - с тоской произнесла та, прекрасно зная своего самого языкатого ученика, а потому не особенно надеясь на положительный результат профилактической беседы.
- Гусаров – это, конечно… - учитель математики не договорил, но коллектив, поняв без слов, дружно закивал головами.
- Красивая фамилия! – шепотом сказала молодая учительница географии. – А сам?..
- Сам зато чудовище! – шепнула в ответ биологичка. – Ангела до припадка доведет…
- Да хоть покажите мне его! – взмолилась географичка, которая работала в школе с начала октября, то есть всего несколько дней, и потому не знала учащихся выпускных классов. – Только и слышно – «Гусаров это», «Гусаров то»… Как он выглядит? Прямо интересно!.. Ну, в форме – это понятно…
- Видели вы его сто раз… Ну, если до сих пор не знаете и очень интересно – можете посмотреть, когда у одиннадцатого «А» построение будет: он заместитель командира. Командир – Глеб Ходырев, высокий такой парнишка, худощавый… светленький, зеленоглазый, с правильными чертами. Он в начале шеренги стоит. А этот рядом. Тоже высокий, но более накачанный… На лицо, правда, не сказать, что красавец, не Аполлон, не Ален Делон – но и совсем некрасивым тоже не назовешь… обычный… средний... ну, да не все же человеку сразу? И так девчонки табунами вокруг него... Ирочка Гончарова, таможенница из одиннадцатого «Г», прямо иссохла от безответной любви, бедняжка. Красивая девочка, умница, добрая – ну, просто чудо! Любой бы за счастье счел, если бы она его пальчиком поманила. А она вот... прямо зациклилась на этом Гусарове! Но, личность, конечно, незаурядная. Один из наших лучших спортсменов. И певец неплохой (кстати, одна из его примет – он постоянно что-то поет).
- А-а… Видела я такого, что постоянно поет. То есть, он прокричит что-нибудь на всю школу – строчку-другую то из песни какой-нибудь, то из романса… Да еще иной раз с переделанным текстом – да так этот текст переделан!.. Народ, конечно, в восторге. Рослый такой парень... шрам на щеке небольшой... брови почти срослись... и ботинки с какими-то лошадиными подковами – на всю школу лязгают... да?
- Вот-вот, он и есть… Умный, способный, тоже кандидат на серебряную медаль, во всех смотрах участвует, во всех соревнованиях, во всех олимпиадах, один из лучших солистов в хоре, и тут тебе и волейбол, и баскетбол, и все эти их МЧСовские мероприятия, и КВНы, и походы... Да еще паркуром занимается. Молодец мальчик, конечно, все успевает – даже непонятно, когда он уроки учит. Как-то у него все само собой получается. Уйдет через год – сразу почувствуем: второй такой у нас не скоро появится. Палочка-выручалочка для всех преподавателей без исключения!.. Но язык подвешен – не дай Бог на этот язык попасть!
- Первый парень, короче! – засмеялась географичка. – Соответствует фамилии. Или фамилия ему соответствует. Прозвище, наверное, - «Гусар»?
- Конечно.
- Все свободны, - сказала директриса, и учителя начали подниматься из-за столов.
- И на выдумки горазд, - вступил в разговор молодых коллег математик. – В позапрошлом году умудрился сорвать уроки во всей школе сразу. Родителей потом вызывали.
- Это когда он в противогазе во все классы заглядывал? – уточнила Тамара Александровна. – У меня, кстати, не сорвал, хотя тоже посетил... Так что это уже не «во всей школе», Алексей Алексеевич, не клевещите на бедного ребенка, - она улыбнулась.
- И как же так получилось, что только у вас не сорвал? – с интересом спросила учительница географии.
- Нынешний одиннадцатый «А» (тогда он был девятый) дежурил по школе, - стала рассказывать учительница музыки. – То есть несколько человек должны находиться в коридорах и на вахте постоянно. Валерочка (радость наша всеобщая!) от дежурства слегка заскучал и решил немного развлечься: надел противогаз и стал заглядывать в классы во время урока. Реакция, ясное дело, у всех одна: учитель начинает кричать, выгонять его, он уйти не торопится, класс хохочет... Понятно, что, даже когда он исчезал, ребята долго еще под впечатлением находились, и урок – не урок... Все потом рассказывали одно и то же: как пытались его прогнать и как при этом класс хохотал. Вот представьте, какой бедлам творился: в одном классе засмеялись, а он уже в другой заглядывает, в этом втором захохотали (это плюс к тому, что первый еще смеется) – а он уже третий заводит... А у меня не сработало! Занимаюсь с седьмым «Г»… тогдашним – сейчас это девятый «Г»… открывается дверь, всовывается противогазная морда и кивает. Я тоже киваю, приветливо улыбаюсь и говорю: «Здравствуй, Валера!». Как будто эта самая противогазная морда и есть Валерино лицо. Он еще раз кивает и закрывает дверь. У семиклассников отваливаются челюсти. Немая сцена. Тишина – гробовая!!! Потом кто-то спрашивает... неуверенно так: «А кто это был?». Я небрежно: «Гусаров из девятого «А». Народ окончательно обалдевает: «А как вы узнали?». – «По выходке», - говорю совершенно спокойно и продолжаю объяснять тему. Все! Никаких конфликтов, никаких сорванных уроков!.. Их настолько поразило то, что я его узнала, – даже не хихикнул никто! Это в то время, когда гогот стоял по всей школе...
Учителя негромко засмеялись.
- Противогаз – чепуха! – весело сказал учитель физкультуры. – Вот он нынешним летом такое выдал, когда мы на море ездили, – просто шедевр!.. Это... и слов не найдешь! Медсестра не рассказывала?.. Серьезно? – удивился он, услышав отрицательное мычание. – Никому?.. Ну-у-у…
- Да не томите, Иван Михайлович! – умоляюще сказала учительница географии. – Я же только начинаю работать, опыта нет... Должна же я знать, хотя бы теоретически, на что способны дети!
- А что – еще не насмотрелись? – усмехнулся куратор. – По-моему, ежедневно полный набор...
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
Дорогие друзья!
Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь!
От вас зависит развитие канала.