Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1945 ГОД

Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Тени минувшего". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Тени минувшего". Изображение взято из открытых источников

Победный 1945 год. Враг разгромлен. Великая Отечественная война, а за ней и Вторая Мировая завершены. Десятки миллионов жизней, сотни миллионов искалеченных судеб, тысячи разрушенных сел и городов, в том числе и два японских, стертых с лица земли, вместе с жителями, взрывами американских атомных бомб — вот цена достигнутого мира. И на руинах прежнего мироустройства возникает новое, доселе неведомое. А что Любимая Дочь Эпохи? Как она себя чувствует себя в это непростое, полное не изжитого еще горя и пробуждающихся надежд, время?

Обложка журнала "Техника молодежи". Изображение взято из открытых источников
Обложка журнала "Техника молодежи". Изображение взято из открытых источников

ДОРОГА

В 1-2 номере «Техники молодежи» появляется повесть Георгия Бабата «Дорога». Она полна дыхания еще не прошедшей войны, но уже звучит в ней и голос будущего.

«На мгновение я теряю сознание, мне кажется, что я плыву на спине по бурному морю, меня бросает из стороны в cторону, временами я проваливаюсь в бездонную пустоту, затем меня снова выносит на гребень волны. Потом мысли мои несколькo прояснилиcь. Я осматриваюcь кругом и вижу, что нахожусь на летном поле аэропорта. Сознание подсказывает, что это сон, бред. Я упал на доpoгe, не дошел еще. Я должен сбросить соннyю одурь, подняться и итти вперед. Времени осталось совceм мало. Стpaшным усилием я убеждаю себя проснуться. Но очнуться не могу, а всё окружающеe становится всё бoлee и болeе отчетливым.

Поcреди лётного поля стоит огромная алюминиевая стрекоза. Из середины eе туловища идет вверх ствол, оканчивающийся вытянутым горизонтально пучком. Постепенно пучок распрямляется и о6разует два больших трехлопастных винта. Oни начинают вращаться в разныe стороны. Маховые крылья винтов становятся видимыми всё хуже и хуже. Еще секунда, и они сливаются в полупрозрачный тюльпaн, пульсирующий над серебристым корпусом.

Oтлет, — прoизносит кто-то.

Cтрекoзa подпpыгивaeт и повиcaет в воздухе. На середину летного поля выезжает новый самолeт.

Пассажиры второй очереди, по меcтaм, — повторяет тот же голос.

Вместе с другими я вхожу в кaбину и сажусь у окна на мягком yдобном диване.

Я ощущаю резкий толчок, тело мое становится тяжелым. Сквозь стекло иллюминатора видно, как летное поле проваливается вниз и уменьшается с непостижимой быстротой. С тревогой я хватaю руку соседа.

Достаточен ли у нас запас бензина?

— Mы получаем электроэнергию силовым лучом, направляемым с зeмли от путевых генераторных электростанций, — отвечает он, — бензин нам не нужен...»

Обложка повести Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников
Обложка повести Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников

ТЕНЬ МИНУВШЕГО

Продолжается издание новых произведений молодого писателя Ивана Ефремова. Журнал «Красноармеец» публикует с продолжением его новую научно-фантастическую повесть «Тень минувшего» о необыкновенном свойстве природы сохранять естественным путем фотографические отпечатки событий далекого прошлого. Ю.Н. Денисюк, один из создателей голографии, вспоминал, что именно эта повесть подтолкнула его к мысли заняться проблемой создания объемного изображения.

Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Тень минувшего". Изображение взято из открытых источников

«Легкий вскрик Маруси заставил ученого прервать цитату и обернуться. В следующее мгновение дыхание его остановилось, и он замер, потрясенный.

Над отливающей синью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зелено-серый призрак. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе, над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей.

Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, на наклонно нависшей над землей передней части туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапки, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой...»

Обложка книги Николая Плавильщикова "Недостающее звено". Изображение взято из открытых источников
Обложка книги Николая Плавильщикова "Недостающее звено". Изображение взято из открытых источников

НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО

Николай Николаевич Плавильщиков родился в 1892 году. С детства увлекся энтомологией и по окончании гимназии в 1911 году поступил на естественное отделение Московского университета. Работал в Зоологическом музее при МГУ. В 1921 году вынужден был покинуть любимое место работы в связи с загадочным случаем. Плавильщиков внезапно напал на своего руководителя, профессора Г.А. Кожевникова с револьвером в руках и тяжело ранил его. Созданная органами ВЧК медицинская комиссия классифицировала этот случай, как результат острого приступа шизофрении. Вернулся Плавильщиков в Зоологический музей только в 1941 году. После войны стал заведующим энтомологического отдела, а затем и заместителем директора музея. Н.Н. Плавильщиков внес огромный вклад в популяризацию науки, в частности пересказал для современного читателя труды знаменитого Ж.-А. Фабра. Составил трехтомник «Фауна СССР». Написал несколько научно-художественных книги. Скончался ученый и писатель в 1962 году.

В победном 1945 выходит научно-фантастическая повесть Плавильщикова «Недостающее звено», посвященная поисками явантропа —«недостающего звена» в цепи человеческих предков.

Иллюстрация к повести Николая Плавильщикова "Недостающее звено". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Николая Плавильщикова "Недостающее звено". Изображение взято из открытых источников

«Тинг задыхался. Ему хотелось открыть рот и дышать часто и глубоко, но громко вздохнуть нельзя: спугнешь. Сжавшись в комок, уткнувшись лицом в колени, он старался отдышаться.

Отдохнув, Тинг вытянул руки, ухватился за толстое корневище и сразу продвинулся вперед. В сети узорчатых листьев и гибких стеблей появилось темное пятно. Оно было так близко, что Тинг боялся протянуть руку, чтобы не дотронуться до него. Все же он прополз еще немножко: слишком густа была зеленая сеть.

Тинг раздвинул вайи.

Перед ним виднелась темная волосатая спина. Кто-то сидел на земле спиной к Тингу и жалобно скулил. По положению рук было видно, что они поднесены ко рту.

«Сосет палец. Сосет, чавкает и скулит».

Уууууй! — жаловалось животное, чуть раскачиваясь.

Волосатый затылок был совсем обезьяний. Почти голые раковины ушей Тинг принял бы за человечьи, но спина была покрыта волосами, плечи волосатые, верхние части рук — в волосах.

«Обезьяна! Свалилась, ушибла палец и сосет его».

Цель была достигнута, и Тинг успокоился. Он отдышался, вытянул ноги, подпер руками голову.

Обезьяна продолжала скулить. Концы листьев папоротника щекотали ей бока, и она нетерпеливо ерзала, громко чмокая.

Только теперь Тинг заметил, что обезьяна велика для макака или мартышки. На гиббона она была совсем не похожа: коренастая, плотная, с короткой крепкой шеей. Тинг видел разных обезьян в зоопарках и на рисунках и мог отличить гиббона от макака или шимпанзе.

«Новая порода… А ведь новую орнитоптеру я упустил! — вдруг вспомнил он. — Красные хвостики… Удивительно! Или ее и не было, а я просто ошибся спросонок?»

Но обезьяна была здесь. Стоило протянуть руку, чтобы дотронуться до ее спины...»

Н.Н. Плавильщиков. Изображение взято из открытых источников
Н.Н. Плавильщиков. Изображение взято из открытых источников

ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА

В советской печати возобновляется космическая тематика. «Детгиз» публикует повесть Сергея Беляева «Десятая планета». Ее герой, академик Солнцев, очень любил астрономию и потому именно его, для подтверждения своей теории о десятой планете Солнечной системы, избрал в качестве спутника ученик академика Юрий Кичигин. На изобретенном Кичигином планетоплане они посещают эту планету и узнают историю ее обитателей.

Обложка повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников
Обложка повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников

«От песчаной площадки, на которой он стоял, в разные стороны расходились дорожки. Какие-то строения виднелись вдали между группами деревьев. А у ближнего края площадки густые заросли кустов напомнили ему институтский парк. Он подошел к ним. Крупные белые цветы были похожи на розы. Он нагнулся. От цветов струился тонкий ванилевый запах. Вспорхнули невидимые птицы. Силуэты их пересекли лунный свет.

Надо подождать восхода, — еще раз твердо сказал академик.

Луны передвигались по небу с заметной быстротой. Академик сделал некоторые предположения относительно их расстояния от Десятой, размеров и скорости обращения. Облака, двигавшиеся к востоку, закрыли обоих спутников Десятой.

Который час? — поинтересовался академик и взглянул на левую руку, стараясь рассмотреть светящиеся стрелки хронометра. Но хронометра на руке не было. — Что такое? — изумился академик. — Неужели я оставил его в кабинете? Может быть, потерял?

Иллюстрация к повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников

Поиски в темноте были бесполезны. Надо было определить время по звездам. На Земле небесный циферблат находился всегда к его услугам. Если представить, что Полярная звезда является центром циферблата, то две крайние звезды Большой Медведицы, Альфа и Бэта, соединенные воображаемой прямой линией, отлично заменяют часовую стрелку. Надо только знать, что стрелка небесных часов, видимая с Земли, двигается справа налево, а не слева направо, как на обычных часах. Надо еще знать, что эта стрелка показывает 111/2 часов в полночь 20 марта. В полночь 20 апреля она будет стоять на 101/2 часах, 20 мая — на 91/2 часах, и так далее. Каждый промежуток в один час на небесном циферблате равняется двум часам земного времени. А каждый день эта небесная стрелка прибавляет по четыре минуты...»

Обложка немецкого издания повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников
Обложка немецкого издания повести Сергея Беляева "Десятая планета". Изображение взято из открытых источников

Следующий 1946 год — первый послевоенный. Посмотрим, что он принесет советскому любителю фантастики?