Никто не знал её имени. Мы ничего не знаем о её возрасте, происхождении или о том, как она оказалась в Париже и утонула в реке Сене. Но когда её безжизненное тело было найдено в мутных водах в конце 19 века, девушка, навсегда известная как L'Connue de la Seine (Неизвестная женщина Сены), начала новую историю, уже после смерти. Эта странная вторая глава, сюрреалистический постскриптум, помогла спасти миллионы жизней, даже после того, как её собственная была так трагически оборвана.
Точная история того, что случилось с L'Connue de la Seine, окутана потрепанной, причудливой парижской легендой. Мы расскажем наиболее известную версию.
L'Connue, которой, по оценкам специалистов, было около 16 лет, когда она умерла, скорее всего, была самоубийцей. Никто не знает наверняка, но на её теле не было никаких следов, и многие пришли к выводу, что она покончила с собой. После того, как её вытащили из Сены, тело перевезли в парижский морг и выставили на всеобщее обозрение рядом с телами других неизвестных погибших с целью опознания. Этот ужасный парад безымянных трупов был популярным развлечением в свое время. Как вспоминает современник того времени, «в Париже нет ни одного окна, которое привлекало бы больше зрителей, чем это».
Никто не узнал L'Connue de la Seine, или, по крайней мере, никто об этом не заявил. Однако она не осталась незамеченной.
После смерти её безмятежный вид не давал покоя. Так, один из служитель морга, который, как гласит легенда, был настолько очарован ею, что приказал сделать гипсовый слепок с её лица. Маска стала невероятно известной. Вскоре изображение L'Connue было воспроизведено в факсимиле и продавалось в сувенирных лавках по всему Парижу, затем Германии и остальной Европе. Завораживающая маска этой неизвестной мёртвой девушки, описанная философом и писателем Альбером Камю как «утонувшая Мона Лиза», стала культурной иконой.
Со временем застывшая полуулыбка девушки хранилась на каминных полках и висела в гостиных по всему континенту. Её помещали в мастерские художников, на неё смотрели как на немую, неподвижную модель. Ею были очарованы не только рисовальщики и художники. Поэты и романисты тоже поддались неведомому очарованию.
В какой-то момент L'Connue превратилась в своего рода болезненный мем для писателей начала 20-го века, которые придумали бесчисленные драматические истории для этой героини.
«Фактов было так мало, что каждый писатель мог изобразить на этом гладком лице то, что он хотел», - сказала архивариус музея Элен Пине (Hélène Pinet).
Один критик описал её как «эротический идеал того времени», эстетический образец для «целого поколения немецких девушек, которые пытались стать на неё похожими».
Спустя полвека после пика славы и очарования, L'Connue снова вдохновила одного человека на нечто необычное. Его звали Асмунд Лаэрдал (Asmund Laerdal), и он был производителем игрушек из Норвегии. Его компания начала свою деятельность в начале 1940-х годов, печатая детские книги и календари, прежде чем перейти к маленьким игрушкам, сделанным из дерева. После войны Лаэрдал начал экспериментировать с новым видом материала, который только что поступил в массовое производство: пластиком. Используя это мягкое и податливое вещество, он изготовил одну из своих самых известных игрушек: куклу «Анна», которая в послевоенной Норвегии была признана «игрушкой года» со спящими глазами и натуральными волосами. Возможно, она и спала, но Энн не была с ней связана. По крайней мере, пока.
Однажды двухлетний сын Лаэрдала, Торе, чуть не утонул, но отец успел вовремя вытащить ребёнка из воды. А спустя время группа анестезиологов обратилась к Лэрдалу с просьбой создать куклу для демонстрации недавно разработанной техники реанимации – искусственное дыхание. Лаэрдал как никто понимал важность этой техники.
Вместе с этими исследователями, в том числе, австрийским врачом Петером Сафаром, который помог разработать метод искусственного дыхания, Лаердал приступил к историческому проекту: созданию манекена в натуральную величину, который люди могли бы использовать для отработки методов спасения жизни.
Для производителя игрушек, привыкшего изготавливать миниатюрные машинки и кукол, было непросто создать реалистичный и функциональный манекен, который мог бы достоверно продемонстрировать физические сложности сердечно-легочной реанимации. Помимо технических проблем, встал вопрос об изображении лица.
Именно тогда Лаэрдал вспомнил странную, загадочную полуулыбку. Безмятежная маска, которую он видел висящей на стене в доме его родственников. Это была, конечно, Неизвестная женщина Сены.
Лаэрдал сохранил имя своей куклы «Анна», но придал новому манекену лицо L'Connue. Лэрдал считал важным, чтобы манекен был женского пола, подозревая, что мужчины в 1960-х годах неохотно практиковали искусственное дыхание на губах куклы-мужчины. Манекену дали имя Реаниматор Анна (Rescue Anne); в Америке она была известна как реаниматолог Энни.
Реаниматор Анна не была единственным манекеном для искусственного дыхания на рынке, но она считается первым и самым успешным «симулятором пациента» в истории. Именно она помогла сотням миллионов людей изучить технику спасения жизни. По этой причине о Реаниматоре Анне часто говорят, что у неё самое зацелованное лицо в истории.
Со временем реанимационная копия прославилась сама по себе. Слова «Энни, ты в порядке?» из песни Майкла Джексона «Smooth Criminal» на самом деле взята из американского тренинга по искусственному дыханию, в ходе которого студенты практикуются в разговоре со своей пациенткой.