Уральский монстр, как называли Владимира Виннического, стал самым молодым серийным убийцей в Советском Союзе, а может и во всем мире. Он начал нападать на детей двух-четырех лет сам будучи еще в 15-летнем возрасте. А к моменту ареста на его счету было 18 жертв, восемь из которых не выжили…
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.
Молчаливый и застенчивый
Именно так характеризовали мальчика соседи, да и сами родители. С детства Владимир заикался и отличался слабым здоровьем — часто и подолгу болел. Кроме того, от рождения у мальчика было ассиметричное лицо. В общем во дворе он был типичным объектом насмешек и частенько бывал бит. Родители пытались лечить Володю от заикания, но безуспешно. Тогда они начали потакать всем желаниям сына.
Надо сказать, что семья Винничевских была, по тем временам весьма состоятельной. Отец, бывший чекист, работал в газете «Уральский рабочий», мать — кассиром. Поэтому у мальчика было все, о чем советские подростки 1930-х могли только мечтать: перочинный ножик, танкистский шлем, карманные деньги. Дядя Владимира вспоминал, что как-то насчитал в копилке племянника 600 рублей — две хороших месячных зарплаты…
Огрехи воспитания
Не отрицая странностей в поведении мальчика (возможно, вызванных генетическими заболеваниями) эксперты сходятся в том, что на психику ребенка негативно повлияло и родительское воспитание. Когда Володя был в пятом классе, мать обнаружила любовные письма, которые он писал девочкам. Тогда Винничевский был строго наказан — мать сочла его интерес к противоположному полу преждевременным.
Вопроса половых контактов часто касался в разговорах и отец, который наказывал сыну не вступать в отношения с противоположным полом из-за гуляющих по Свердловску венерических заболеваний. Да и дядя в 1937 году подробно рассказал племяннику о всяких «тычинках-пестиках», посоветовав ему не насиловать девушек, а, в крайнем случае, пользоваться «платными услугами». Кроме того, Винничевский часто становился свидетелем ссор между матерью и отцом из-за эректильной дисфункции последнего.
Нездоровые чувства
Школьным другом Владимира был известный в будущем скульптор Эрнст Неизвестный, который одним из первых обратил внимание, что с подростком что-то не так. В пору переходного возраста тот совсем не интересовался девочками, а даже наоборот, неоднократно высказывался, что они вызывают у него чувство брезгливости. Зато у Виннического резко проснулся нездоровый интерес к детям. Он много времени проводил, играя с ними в песочнице, и стал тайком придушивать малышей. Но до поры до времени жалобы оставались незамеченными — родители считали, что подросток просто заигрался.
Первая кровь
Первой жертвой маньяка летом 1938 года стала трехлетняя Герта Грибанова. Она играла во дворе дома неподалеку и без боязни пошла с соседским парнем на огород, где тот удушил ребенка. Когда, спустя несколько дней, тело было обнаружено, Винничевский как ни в чем не бывало стоял в толпе зевак, наблюдая за безутешными родителями и суетящимися милиционерами.
Уральский монстр
Ободренный тем, как легко ему далось первое дело, Винничевский, словно почуявший кровь зверь, принялся искать новых жертв. Он даже придумал легенду, чтобы оправдать свое нахождение в чужих дворах — мол, ищет металлолом по заданию школы. Весь следующий год маньяк буквально терроризировал Свердловск и окрестности, иногда делая «вылазки» в соседние города: Нижний Тагил и Кушву.
Официально зафиксировано 18 жертв маньяка, десять из которых были убиты, но, как стало известно впоследствии, далеко не все родители пострадавших детей обращались в милицию. Надо сказать, что та показала себя не с лучшей стороны — вплоть до октября 1939 года Винничевскому удавалось уходить от преследования. При этом все свои злодеяния Владимир в подробностях записывал в дневник, используя придуманный им шифр. Эта тетрадь и стала основным доказательством в суде.
Суд и приговор
Пойман маньяк был, благодаря бдительности курсанта милиции Ивана Попова, который заметил подростка, ведущего малолетнего Славу Волкова к лесополосе. На допросе Винничевский без эмоций и угрызений совести сознался во всех преступлениях. «Мне было приятно, когда я душил, когда мучился ребенок», — заявил он. После этого даже родители отреклись от него, потребовав высшей меры наказания — расстрела.
И она последовала. Винничевский подал жалобу в президиум Верховного суда РСФСР с просьбой сохранить ему жизнь, но получил отказ. 11 ноября 1940 года, в возрасте 17 лет, преступник был расстрелян. Его тело было захоронено в братской могиле на 12-м километре Московского тракта. Ныне там находится мемориальный комплекс памяти жертв репрессий 1920—1950-х годов с памятником «Маски скорби: Европа-Азия» работы скульптора Эрнста Неизвестного…