Еще в 1990-х нам доходчиво объяснили, что жизнь в СССР была непростой и даже несколько рабской, о чем многие не догадывались. Взять, например, ситуацию с паспортами, которые, как известно, в Союзе деревенским жителям стали выдавать лишь в 1970-х, якобы, чтобы не сбежали из колхозов…
Бродяга беспаспортный
Паспорта в России были введены еще Петром I. Так называемое «прокормежное письмо» должен был получать крепостной, желавший выехать на заработки в город или мастер, опыт и знания которого могли быть использованы в строительстве. С тех пор названия и внешний вид документов, как и правила их выдачи, неоднократно менялись, но принцип остался тем же — паспорт необходимо было получать тем, кто покидал пределы родной волости, уезжая, как сейчас бы сказали, в другой субъект федерации.
Паспорта оформлялись в основном на год и, отработав сезон, крестьянин был вынужден возвращаться в село, чтобы оформить новый. Такое правило становилось причиной многочисленных поборов и притеснений, что хорошо описано в романе Павла Мельникова-Печерского «В лесах». Бродяга же беспаспортный, как называли на Руси тех, кто путешествовал, не имея документов, мог быть не просто арестован и возращен на место жительства, но и получить штраф и даже уголовное наказание.
Свобода, равенство, братство
После Революции паспорта были упразднены большевиками. Они считали, что, продвигая лозунги о свободе и равенстве, вводить какие-то документы, без которых перемещении по стране становилось невозможным, нелогично. Но вскоре столкнулись с необходимостью удостоверения личности. Например, когда в эпоху военного коммунизма выдавались пайки по месту жительства. Это в деревне все друг друга отлично знали и получить двойной паек, выдав себя за другого человека было невозможно. А вот в городах существовали целые банды жуликов, ходивших по районам и получавшие пайки за местных.
Паспортная система
Представители госбезопасности в лице ОГПУ неоднократно требовали от властей введения паспортной системы. Но у тех то ли руки не доходили, то ли не было желания вводить еще одну бюрократическую процедуру. Продавить желанное решение удалось в 1930-х Генриху Ягоде. Положение «О паспортах» устанавливало официальный документ, который надлежало иметь жителям районных центров, городов и поселков городского типа, а также служащим и рабочим, которые проживали не в селе, в том числе — работникам совхозов. А вот колхозники оставались без паспортов — государство решило, что они им просто ни к чему. Точнее, при желании сельский житель мог поехать в райцентр и оформить себе паспорт, но необходимости в этом не было — достаточно было справки из сельсовета.
Документ выдавался на 30 дней, чего было вполне достаточно для поездки к родственникам или на отдых. На большее время сельский житель обычно и не выезжал — хозяйство все-таки, кто за ним следить будет?! Ну а желающий покинуть деревню мог также получить справку и отправиться в город, где уже оформлял паспорт. Аналогично в городе могли оставаться и выходцы из сельской местности: призванные в армию или студенты, получавшие документ по военному или студенческому билету.
Урбанизация
Сейчас встречается множество рассказов о том, что в Союзе колхозники были фактически привязаны к земле и не могли покинуть деревню. Не будем отрицать, что такие случаи действительно были. Председатель, не желавший терять ценного специалиста, мог заартачиться и не выдать справку. Но подобные ситуации в большинстве случаев все же решались — разговорами и магарычом.
Отток жителей из деревень был неизбежным следствием урбанизации, наметившейся еще в XIX веке. Так с конца 1930-х по 1974 год сельское население страны сократилось с 67% до 40%. Не стоит думать, что после 1974 года, когда сельские жители получили паспорта, ситуация глобально изменилась — к 1991 году в деревнях и селах проживало около трети советского населения…
А вы говорите — не могли уехать…