Анка-пулеметчица – героиня романа Дмитрия Фурманова «Чапаев». В отличие от самого Чапаева Анка – персонаж выдуманный. Но все же она появилась не просто так – у фурмановской Анки был прототип, женщина, которая на самом деле послужила на благо отечества. Причем, дочь реальной Анки утверждала, что ее отцом был сам Гитлер.
Личный приказ Сталина
Чапаев родился недалеко от города Чебоксары, в деревне Будайка. Там сейчас открыт дом-музей, посвященный подвигам легендарного комдива. Не так давно, в 1918 году, здание было отреставрировано и по документам и воспоминаниям односельчан восстановили даже интерьер, который был во времена Чапаева. Там также есть отдельный стенд, посвященный и Анке-пулеметчице – правда, ее так звали лишь в народе. А по документам она была Марией Поповой.
Эта женщина во время Гражданской войны работала обычной санитаркой. И про нее никто бы так и не узнал, если бы не приказ И. В. Сталина. Дело в том, что, посмотрев свеженький фильм «Чапаев» генеральный секретарь сказал, что там не хватает еще одного героя – девушки. И вот братья Васильевы, режиссеры этого фильма, переделали сценарий под участие в фильме девушки Анны, которая отлично владела стрельбой из пулемета. По указанию Сталина, красноармейка должна стать примером смелости и решительности – в общем, вдохновлять на подвиги не только мужчин, но и женщин.
Нельзя, конечно, сказать, что образ Анки полностью списан с Марии Поповой. Нет, это скорее собирательный образ всех представительниц прекрасного пола, которые участвовали в войне, как на фронтах, так и в тылу. От Марии в туда попал, наверное, внешний облик. А вот имя – Анной звали жену Фурманова, автора романа «Чапаев», и по слухам, Чапаев даже предлагал этой Анне любовные отношения.
Анка-пулеметчица или Машка-санитарка
По легенде, братья Васильевы, чтобы включить Анку в сюжет, записывали воспоминания женщин, что служили в дивизии Чапаева. И вот оказалось, что история санитарки Марии Поповой была самой интересной из всех, что они выслушали: «Я подползла к раненому красноармейцу – вспоминала Мария, - чтобы забрать его с поля боя. Он отказался идти со мной, но и не мог сражаться, так как был сильно ранен. И он попросил санитарку ему помочь – стреляя из пулемета Максим, нужно было зажимать две гашетки одновременно. Это был первый и последний раз, когда Мария прикоснулась к пулемету.
Однако Чапаев, узнав из уст самого красноармейца про смелость санитарки, наградил ее именными часами. Кстати, после этого в дивизии пошли слухи, что Чапаев и Попова – любовники, ведь раньше он никогда и никого не награждал. А тут не только часы – Чапаев назначил Попову в конную разведку – где Мария и служила до самого конца Гражданской войны. Потом Мария получила образование и ее направили на дипломатическую службу в Германию.
Знакомство с Гитлером
В 30-х годах Мария Попова проживала в Германии (по работе, естественно) и много встречалась с Гитлером на различных мероприятиях. Тогда никто не представлял, что фюрер замышляет что-то против мира на планете, он только начал набирать свою популярность. Ходили даже сплетни, что Адольф Гитлер приглашал русскую дипломатку на закрытые вечеринки.
Что-то было между ними или нет – осталось тайной. Однако Мария в Германии родила дочь, назвав девочку Зинаидой. Про то, кто отец ребенка – Мария так никому и не сказала. Попову заставили вернуться в СССР по приказу МИДа и обвинили в шпионаже из-за появления дочери вне брака. Тогда Марию спас лишь образ Анки-пулеметчицы – в НКВД побоялись бросать тень на всенародно любимую героиню. Ведь фильм про Чапаева тогда был действительно популярной кинокартиной, которую посмотрел чуть ли не весь Советский Союз.
Война и донос
Попова была вновь призвана на фронт после начала Великой Отечественной – она служила в агитационной бригаде. Агитбригада занималась пропагандой смелости и отваги во все времена: молодые красноармейцы смотрели фильм про Чапаева, после которого сама «Анка-пулеметчица» рассказывала истории из жизни комдива и пела песню на стихи собственного сочинения «Гулял по Уралу Чапаев-герой».
После смерти вождя народов Попова чуть было не отправилась по лагерям. В 1959 году на Анку поступил анонимный донос, где ее обвиняли в том, что изначально она воевала с белогвардейцами (так, правильно, она ж участвовала в Первой мировой – а там все русские были на одной стороне), и только когда начали побеждать большевики, Попова перешла на сторону красных (а вот это уже поклеп). Оказалось, что авторами доноса были сослуживцы Поповой, те, кого она вытаскивала с поля боя. А причиной была обычная зависть – то, что все заслуги отряда в свое время приписали лишь Анке-пулеметчице, но на самом деле она даже не заслужила того, чтобы стать прообразом для легендарной спутницы Чапаева.
Была создана специальная комиссия, которая поехала в родное село Поповой, под Самару. Там односельчане рассказали, что Маша с 8 лет осталась сиротой, работала служанкой в богатом доме. Во время войны стала трудиться санитаркой, но, когда началась Гражданская, она сразу оказалась в Красной армии. Для нее не было тогда ни «белых», ни красных» - всех нужно было спасать, вытаскивать с поля боя, оказывать первую помощь. В общем, Попову оправдали.
Мария умерла в 1981 году. Во время похорон Анки-пулеметчицы был армейский салют. Ее провожали в последний путь как героя войны, которым она и была на самом деле. А вот дочь Зинаиды захотела узнать, кто ее отец. Так как мать не рассказывала об этом даже ей, то женщина перерыла все документы, что были у матери. Но никаких записей не нашла. Главная тайна Марии Поповой так и ушла вместе с ней.