Найти в Дзене

Квантомания навсегда

Оглавление
Плакат в кинотеатре
Плакат в кинотеатре

Никак не могу пропустить премьеру фильма с таким названием - Квантомания - ведь загадки квантового мира это мой хлеб насущный. Я не ожидал от фильма ничего особенно хорошего - это же Голливуд, фастфуд в мире кино. Помню, что от первого "Человека Муравья" осталось в целом положительное впечатление. Уже там зрителям показали, как специалисты по спецэффектам представляют себе квантовый мир. Картинка была похожа на смесь калейдоскопа и кристаллической решетки. Скотт Лэнг (человек муравей) парил словно в космической невесомости, не было ни верха, ни низа - "однородное и изотропное" пространство-время. Довольно быстро главный герой нашел способ вернуть себе свои нормальные размеры и покинул квантовый мир. Чтож, никто действительно не знает, что можно увидеть, уменьшившись в размерах до атомного (а то и субатомного или же субэлементарного) уровня. Мы ожидаем от квантовой реальности каких-то странностей, чудес, отсутствия привычного и если нужно показать короткое погружение в квантовый мир, то калейдоскоп, на мой взгляд, неплохой вариант.

Квантовый калейдоскоп из первой части.
Квантовый калейдоскоп из первой части.

МИР ЭЛЕКТРОНА

Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет...

Начиная со второй части авторы пошли по скользкой дорожке. Квантовый мир "материализовался" в волшебную страну, в которой в принципе, все тоже самое что и в нашем мире. Как бы банально это не звучало, не без цитирования Брюсова здесь не обойтись.

В первых кадрах Квантомании мы видим Джанет (жену изобретателя технологии уменьшения/увеличения) застрявшей в квантовом мире. Она живет в шалаше, вокруг сюреалистичный пейзаж - но все таки пейзаж. Есть верх и низ, земная гравитация, какая-то флора и фауна. Как в этом мире Джанет перемещается? Да точно также как и на Земле. Ходит ножками по поверхности обладающей точно таким же трением как и в нормальном мире. Я думаю у всех зрителей возникают вопросы - а чем Джанет 30 лет дышала в квантовом мире, что она кушала? Ведь для дыхания нужен воздух, который состоит из молекул - а сама Джанет стала размером меньше молекулы. Пища должна также содеражать в себе сложные органические молекулы, опять же, отсутствующие в масштабах микронавтов. Вот в фильме Нолана "Довод", герои, разверенувшиеся во времени не могли дышать обычным воздухом и носили с собой кислородные балоны, в которых воздух "двигался" вспять по времени. Про еду там не упоминали, но захватить с собой бутерброд вполне было допуститмо. В Квантомании же придется предположить, что произошло чудо - и в квантовом мире воздух и пищу заменили загадочные квантовые субстанции, усваиваемые легкими и жкт человека.

По сюжету фильма, Скотта и всю его семью затягивает в квантовый мир и большая часть фильма посвящена их приключениям в этой необычной реальности. Авторам приходится создать какое-то визуальное решение и обеспечить возможность существования, перемещения и коммуникаций с другими существами этого мира. В качестве визуала мы видим "Звездные Войны" (с точностью до сюжетных ходов). Герои попадают в кантину, где тусуются микропланетяне разных форм и расцветок. Джанет ищете своего друга - оказывается за 30 лет в квантовом мире она стала знаменитостью и обзавелась друзьями и врагами. Но друг в итоге предает (как в Звезных войнах, друг Хана Соло в облачном городе сдал всех Империи). В общем, все происходящее ничем не напоминаете о том, что наши герои в субатомном мире, где запросто происходят такие явления как туннелирование (можно проходить сквозь стены?), рождение и уничтожение частиц (постоянно меняющийся ландшафт?), реальные положения и скорости объектов не определенны и подвержены вероятностным флуктуациям, и, вообще, все описывается на языке вероятностей. В квантовом мире не должно быть привычной нам химии (а значит и взрывов). Зрение и слух не могут воспринимать сигналы также как и в обычном мире. А как будет работать мозг, если возникает сразу суперпозиция мыслей и они перескакивают с одной на другую с разной степень вероятности? И наконец, загадочная квантовая запутанность, которая делает состояние всех героев взаимосвязанным и полностью спутывает их планы и попытки реализации.

Два квантовых гвоздя, которые нужны сюжету это невозможность самостоятельно выбраться из квантового мира и теория мультиверса и параллельных миров.

1) Главный злодей подстроил попадание героев в квантовый мир, чтобы с их помощью выбраться оттуда. Загадка, почему он (владеющий фантастическими технологиями, превосходящими технологии землян, даже с учетом сеттинга) не мог самостоятельно построить портал в обычный мир?

2)Главный герой, пробираясь к центру поломанного двигателя корабля главного злодея, попадаете в вероятностный шторм и начинает двоиться - вот немножко и привнесли квантовой вероятности. А ведь это должно было происходить постоянно. И происходить наоборот - в фоновом режиме есть много копий героя, которые делают разные действия, но в момент "измерения" случайным образом остается только один из них.

Таким образом, название Квантомания для данного кино мало чем обосновано. Герои вполне могли телепортироваться в далекую далекую Галактику, в которой был заперт злодей, желающий покорить Вселенную, но, лишенный сверхсветового двигателя. Квантомания, Звездомания, Гигантомания...

Если б я снимал Квантоманию, то использовал бы другую концепцию. За основу я бы взял сказки Люьиса Кэррола.

Алиса в стране Чудес

Хотя, фильм и так по сюжету очень похож на Алису. Вы уменьшаетесь в размерах и проваливаетесь через тоннель в странный мир, населенный загадочными существами (Алиса падает в кроличью нору, видит говорящих животных, насекомых, сумасшедшего Шляпника, меняет свои размеры - выростает и уменьшается). Все предупреждают вас об опасности встречи с правителем этого мира, но все таки встреча происходит (Королева, которая всем рубит головы, играете с Алисой в крикет) . Правитель хочет лишить вас жизни, но вы вырастаете в размерах, одерживаете победу и возвращаетесь в свой мир. Но, Льюис Кэррол, хотя и не мог знать о всех странностях квантовой механники, показал странный мир лучше чем это удалось голливуду.

Алиса в the Quantum Realm
Алиса в the Quantum Realm

Во-первых, а как в действительности можно было бы уменьшится и попасть в квантовый мир? И нужно ли уменьшаться, чтобы попасть в квантовый мир? Конечно нет, ведь наши реальные порталы в квантовые миры это спектроскопы, электронные микроскопы, лазеры и ускорители. И даже есть некоторое эмпирическое правило - чем более глубокое погружение в микромир нужно, тем больше будет прибор. Кейси (дочь Скотта Ленга) как раз и придумала "телескоп Хаббла" для квантового мира - устройство, наблюдающее за квантовым миром из нашей макроскопической реальности. Это был самый простой и безопасный способ изучать квантовую реальность. Но чтобы самому оказаться в квантовом мире, проще всего было бы создать аватар - то есть, телесно находясь в макроскомическом мире, своим сознанием управлять квантовым дроном - аватаром. Тогда и проблемы с едой и дыханием отпадают. Кстати, у Кэррола ведь, только сознание Алисы оказывается в волшебной стране - это странное сноведение. И именно максимально странные сноведения, полностью нарушающие привычную логику нашего мира, очень похожи на то, как гипотетически можно было бы воспринимать квантовую реальность.

Такой способ не подходит для человека-муравья, использующего технологию уменьшения. Ок, пусть он уменьшился. Кем такое создание, с большим числом степеней свободы могло бы стать в микромире? Поскольку в микромире все состоит из квантовых полей, то единственная возможность - стать возбуждением какого-то квантового поля. Но чтобы это возбуждение могло поддерживать сознание человека, нужно чтобы у него было много "внутренних" частей. А внутренние части квантового поля это, например его спин. Гипотетически, можно придумать квантовое поле с гигантским спином (хотя в природе мы знаем только спины = 0, 1/2, 1 и 2). Т.е. правдоподобное попадание в квантовый мир можно придумать. И остатется прикинуть, как будет воспринимать квантовый мир сознание, находящееся в квантовом объекте?

Это тема для разработки целой научной школой. Разумно предположить, что внешние воздействия и взаимодействия с квантовой средой сознание будет пытаться интерпретировать в привычных терминах. Поэтому спустя какое-то время после настройки и привыкания, от абстрактых геометрических пятен калейдоскопа микронавт начнет видеть привычные образы, искаженные как во сне (или в состояние опьянения). Часть взаимодействий он начнет воспринимать как перемещения, но из-за тунелирования и волновой природы квантовых объектов, в этих перемещениях будут постоянные сбои - трудно будет переместиться в желаемое место, или перемещение будет происходить сразу несколькими способами. Но если показывать это с помощью спецэффектов, то зритель быстро устанет от мельтешения по экрану. Поэтому, лучше вернуться к Кэрролу и персонифицировать квантовые явления. Например, сумасшедшее чаепитие могло бы стать метафорой стационарных состояний квантовых систем - состояний которые не меняются со временем. Превращение ребенка, визжащего как поросенок, в поросенка отлично подходит для описания квантовых переходов. В зазеркалье нужно бежать со всех ног, чтобы остаться на месте, а перемещения происходят по клеткам шахматной доски - блестящие идеи для визуализации квантовых странностей. Сражения героя со злодеем вполне могло бы быть визуализированно как игра в крокет. Теперь, когда принцеп ясен, нужно хорошо пораскинуть мозгами и творчески переработать наследие Кэррола, чтобы получился отличный визуал для the Quantum Realm.

Сейчас даже ChatGPT может в этом помочь. Я спросил его, если бы Алиса (из сказок Льюиса Кэррола) попала в квантовый мир, с какими героями она бы там встретилась? Герои должны быть метафорами для квантовых объектов и явлений

И вот что он ответил

Если бы Алиса попала в квантовый мир, то она, возможно, встретилась бы с такими героями:
Шрёдингеровским котом - это метафора для квантового объекта, который может находиться в двух состояниях одновременно. Кот из сказки Льюиса Кэрролла тоже имеет два состояния - он может быть улыбающимся или серьезным.
Квантовой зайкой - это метафора для квантового флуктуонационного движения, которое может привести к возникновению и исчезновению частиц. Заяц из сказки Льюиса Кэрролла тоже был бы очень подвижным и мог бы появляться и исчезать в разных местах.
Принцессой Энтропией - это метафора для увеличения беспорядка в квантовой системе, когда её структура распадается на более хаотичные состояния. Принцесса из сказки Льюиса Кэрролла могла бы быть очень разрушительной и способной вызвать хаос вокруг себя.
Хейзенберговым зайцем - это метафора для принципа неопределенности Хайзенберга, который гласит, что нельзя точно определить одновременно местоположение и импульс квантовой частицы. Заяц из сказки Льюиса Кэрролла мог бы быть очень быстрым и непредсказуемым.
Фотонным котом - это метафора для частицы света, которая может быть как волной, так и частицей в зависимости от того, как её измеряют. Кот из сказки Льюиса Кэрролла тоже мог бы менять свою форму и характер в зависимости от того, как его воспринимают.
Максвелловской демонессой - это метафора для квантового измерения, которое может нарушить второй закон термодинамики, увеличивая порядок в системе. Демонесса из сказки Льюиса Кэрролла могла бы быть очень умной и способной управлять энергией вокруг себя.

Квантомания из параллельной вселенной

В этом фильме, Кэйси также изобретает радар для квантового мира. С помощью этого радара она получает сигнал о помощи. Дело оказывается серьезным - в нашу вселенную проник Канг, злодей разрушающий миры. Чтобы разрушать миры, он меняет физические законы на фундаметальном квантовом уровне - превращая наш вакуум в нестабильное состояние, которое лопается как пузырь (наивно себе представлять разрушение мира как военное уничтожение цивилизаций - ушел завоеватель, все обратно восстановилось). Джанет, которая дольше всех провела в квантовом мире устраивает инструктаж, объясняя как микронавт будет воспринимать квантовый мир. Как там двигаться, как разговариват, какова логика, вернее ее отсутствие в квантовом мире. Она рассказывает, что восприятие квантовой реальности похоже на сноведение. Поскольку все микронавты статнут квантовыми полями, физически их уничтожить невозможно, но можно повредить их сознание. Поэтому битвы выглядят как квесты, в которых нужно понять правила, переиграть противника и не сойти с ума. Герои отправляются в квантовый мир, чтобы найти Канга и помешать ему. Первая фаза - разведка, герои пытаются найти Канга и узнать, как он планирует превратить вакуум в псевдовакуум. Однако Канг выставил дозор на входах в квантовый мир, из портала герое разбрасывает по разным ситуациям. Муравей и Оса оказываются на паспортном контроле аэропорта, и начинают ссору из-за того, что Муравей забыл паспорта и они не смогут попасть на медовый месяц на Мальдивы. Пим с Джанет пишут экзамен по квантовой физике, но их ответы оказываютстя неправильными - тогда они доказывают свою правоту с помощью экспериментов. Кейси попадает в обитель Канга и знакомится с ним. Канг пленил Кейси, чтобы с помощью квантовой запутанности знать обо всем, что происходит с другими противниками. Остальные герои проходятт через дозорных и начинают исследовать квантовый мир. Знакомство с обитателями - главные обитатели - поля стандартной модели: Эмма (эм. поле), Гиганты (сильные поля), Облако превращений (слабые поля), робот-пылесос (собирает постоянно рождающиеся виртуальные частицы). Эмма это сплетница квантовой реальности. Она знает все, и поэтому очень трудно в беседе с ней получить именно ту информацию, которую нужно. Гиганты формируют острова в квантовой реальности (как чудо-юдо-рыба-кит), на которых обитают остальные жители квантового мира. И для разрушения нашей вселенной Канг пытается изменить хотя бы одного Гиганта (заменить вакуум на ложный вакуум), а это изменение визуализируется внедрением вируса. Но такое событие может произойти лишь с очень малой вероятностью, и Канг создает все новых и новых клонов, которые монотонно повторяют попытки заразить Гигантов (хотя бы одного) вирусом ложного вакуума. Герои пытаются сражаться с клонами, но в итоге это оказывается бесполезным. В тоже время, герои узнают, что квантовая реальность не является фундаментом мироздания, а более глубоким слоем, на котором держится реальность является "вычислительная вселенная". Аватар вычислительной вселенной "Автор", который буквально пишет историю вселенной на старенькой печатной машинке (но у Автора много копий-клонов, поэтому сил хватает на всю вселенную). Побеждают они Канга, навсегда выгнав его из нашей вселенной, когда Скотт Ленг (после приключений первой и второй части, увлекшийся литературным творчеством), заменяет на время Автора и придумывает окончание истории, в котором Канг, через Кейси вошедший в состояние квантовой запутанности с героями вынужден совершать действия, обусловленные действиями героев (которые, о квантовой запутанности догадались).

Happy End