Опубликовала сегодня рассказ "Подкаблучник", прочитала первые комментарии, и вспомнилось....Моя близкая подруга работала в 90-е в магазине "Белорусская обувь". Тогда она жила во Владимире, кто оттуда, вполне возможно, его посещал.... Магазинов с таким названием в городе было три, сейчас, возможно, больше....Я уже писала рассказ по мотивам её воспоминаний...Так вот. Казалось бы, при чём тут психологи....А вот причём......Рассказ из реальной жизни. Изменены только имена. Погнали.....
Думаете, что задача продавца - приносить товар, вежливо улыбаться, пробивать чек и иногда оформлять возврат или брак? Если бы!
Ольга с тревогой смотрела в окно, на неторопливо приближающуюся бабушку. Божий одуванчик, кряхтя, зашёл в помещение, придирчиво рассмотрел обувь, вздохнул, и принялся в красках рассказывать про свои болячки двум продавцам: молоденьким девушкам, с обречённым выражением на хорошеньких личиках. Всё это они слышали тысячу раз и ещё столько же услышат. К счастью, в магазин зашли новые покупатели, и бабушка, повздыхав немного, направилась к выходу. Девушки знали, что она придёт к ним завтра. И послезавтра. И всегда. Потому что живёт в этом доме, и ей необходимо общение как воздух.
И вот вроде бы и товар расставлен, и ценники проверены, и пол чисто вымыт....Дел нет. Стой и слушай, как пожилая женщина жалуется на здоровье, от тебя ж не убудет...Ага, не убудет. Ну как бабулечка не может понять, что не входит в их обязанности выслушивать в сотый про её проблемы. У них вон тоже жизнь не сахар...На дворе стояли жуткие девяностые, не к ночи будь помянуты, и за работу держались. Поэтому и молча слушали, чтоб не выгнали. Потому что были преценденты....Были.
Они прекрасно знали, что конкретно эта бабушка приложила руку к тому, чтобы третьего продавца, которая замечательно справлялась со своими обязанностями, перевели в другой магазин...А могли и уволить.....И не надо говорить, что за отличного работника держатся, а уволить просто так невозможно...."За забором очередь" - в девяностых придумали...А девочка всего-то сказала, что хочет спокойно попить чай, и назойливая бабуля, жаждущая общения, обиделась. Да, тогда старались пить чай в зале, на скорую руку, чтобы следить за покупателями. А обед, если в сезон, то и вовсе некогда было разогреть. Бывало, и не обедали....Бабушка дождалась, когда хозяйка приедет в магазин с товаром...И, хватаясь за сердце, рассказала о хамке....
-Слушай, в этом районе в основном, пожилые покупают.....Вот возьмут, и станут к конкурентам ходить, у них своё сарафанное радио. Ты слишком резка с ними, нельзя так, всех бабулек отвадишь...В другом филиале больше молодых, как раз Лариса уходит....
Ирина молча кивнула. Придётся теперь ехать на другой конец города, вставать раньше, и позже приезжать. Хорошо, что мать сможет забирать Ваню из садика...
Из кладовки высунула голову продавец,которую взяли на место Ирины. Она была старше девушек, и обладала лёгким отзывчивым характером...
-Ну как, осмотрелась? Запомнила, что где лежит? - поинтересовалась Ольга, которая дружила с Ириной, и совсем не радовалась новому лицу...Работа связана с деньгами, в подружке и напарнице она уверена как в себе, а вот эту Клаву впервые видит...Хозяйка, конечно, абы кого брать не станет, но тем не менее....
-Ага. Девочки, а давайте чаю выпьем. Всё равно никого нет, я и плюшек принесла, чтобы вас угостить, всё-таки первый день у вас работаю...
В магазинчик зашла женщина, держащая за руку маленькую девочку, и продавцы напряглись. Они знали, что у девочки, по рассказам матери, гиперактивность, чему очень легко верилось, глядя на её поведение. Мать, вздыхая, стала рассказывать о муже, который бросил её с ребёнком и не платит алименты, о задержке зарплаты, о безысходности...
Продавцы молчали, следя за девчушкой. Только бы зеркало не опрокинула. И маму понять можно, оставить одну нельзя, и себя жалко, зеркало большое, убрать осколки придётся долго.....
Новенькая с состраданием посмотрела на измождённую женщину.
-Кошмар какой, - ужаснулась она, - а диагноз какой у малышки?. - Лечение помогает? Вы не переживайте, всё будет хорошо!
Девушки синхронно переглянулись и злобно посмотрели на глупую новенькую. "Что ж ты, дура, наделала", - прошептала одна. Вторая согласно кивнула....Получасовой рассказ вымотал им все нервы. Женщина, уловив сочувствие в голосе, никак не желала уходить.
-Спасибо вам, - поблагодарила она новенькую, - поговорила с вами, и на душе легче стало....
-Приходите, -сердечно сказала добрая женщина. - Жалко -то как вас!
-И не говорите, - вздохнула мать с ребёнком, закрывая (какое счастье!) за собой дверь...
-На будущее, дорогая, - злобно процедила Ольга. - НИКОГДА!!! Никогда не поддерживай беседы с покупателями! Просто молчи, и тогда, они, возможно не станут долго жаловаться на свою жизнь, мужей, детей, родственников...Но это не точно.
-Это почему ещё? - прищурилась новенькая.
-Да потому! У нас же как считают? К психологам ходить - это фу, позорище! Да и дорого, денег жалко. А негатив -то копится, и уже сказывается на самочувствии и настроении. И как его сбросить? Подружке жаловаться? Родственнице? Зачем нагружать родных людей, если можно вынуть душу продавцу, парикмахеру....Вот это можно, это нормально, человеку, которому некуда от тебя деваться, выносить мозг.....Ну скопи ты денег, и иди к психологу....Ну неееет, наши люди по психологам не ходят. А должны бы! Те хотя бы за деньги страдают, и немалые. А мы за что?
Новенькая, не веря своим глазам, смотрела на разошедшуюся коллегу.
-Вам сложно выслушать человека? Пока покупателей нет? Да что вы за люди такие?
-Посмотрим, что ты скажешь через месяц, когда упырихи у тебя всю кровь выпьют, и мозг чайной ложечкой вычерпают....- с гневом сказала Анна, второй продавец. - И ведь ты прикормишь вампиров и уволишься, потому что сильно жалостливая, а нам здесь работать!
Анна ошиблась. Новенькая ушла уже через неделю.
-Да ну вас, я думала, тут хорошо будет, график отличный, народу не очень много, хозяева лояльные, - расстроенно говорила женщина, а оказывается, я должна быть и продавцом и психологом сразу! Не вывожу я девочки, ну никак!
Хозяйка только плечами пожала, отдавая ей трудовую.
-Вот вы все, кто приходите из сетевых магазинов, надолго здесь не остаётесь. Тут своя специфика, понимать надо. У нас обслуживание гораздо человечнее,добрей, а не как у вас...швырнул коробку на прилавок, и всё. Мы за клиента до последнего боремся. Правда, девочки?
Девочки с готовностью согласились. А куда денешься?
НОМЕР КАРТЫ ЕСЛИ БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ДОНАТ 2202 2005 4423 2786 Надежда Ш.