Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Нарушения привязанности. 1.8 - Выводы по 1 главе.

Подведём итоги первой главы нашего исследования проблемы привязанности.

В нашей стране представителями научной школы М. И. Лисиной (автора теории "генезиса общения") проблема привязанности рассматривается с точки зрения изучения процесса взаимодействия взрослого с ребенком и ребенка со сверстниками как необходимого условия развития личности.

При этом подчеркивается активная роль ребенка в установлении отношений с помощью связи термина «привязанность» с понятием «избирательная».

Кроме того, именно отечественная наука подчеркивает тот факт, что объектов привязанности может быть много, в зависимости от ситуации общения и удовлетворения соответствующей потребности. В частности, формированию привязанности способствует потребность в эмоциональной поддержке со стороны окружающих.

Отечественные учёные склонны анализировать процесс формирования привязанности, учитывая сопутствующие этому процессу переживания, а не только наблюдение определённых действий.

Для этих исследований характерен анализ типов взаимодействия между ухаживающим взрослым и ребенком, а также характера аффекта, сопровождающего это взаимодействие, как в семье, так и в доме ребёнка.

В свою очередь, для детей, живущих с семьях, данные исследования выявляли связь между "Образом Я" матери и типом формирующейся у её ребёнка привязанности, оказывающей влияние на его привязанность к другим людям на протяжении дальнейшей жизни. При этом изучалось не только ролевое поведение матери, а её личность, участвующая в организации взаимодействия с ребёнком.

Западная наука подходит к анализу привязанности относительно механистично, основываясь на фиксации поведенческих актов. По мнению М.Эйнсворт, тип привязанности ребёнка к матери (или другому человеку, постоянно заботящемуся о ребенке) связан с характером ухаживающего поведения взрослого.

Итак, какие основные выводы можно сделать из анализа литературы по исследованию привязанности?

1) Тип привязанности, закладывающийся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем, способствуя формированию так называемых «рабочих моделей себя и других людей».

2) У большинства людей тип привязанности влияет в школьном (и во взрослом) возрасте на контакты со сверстниками, повышая или понижая проявления самостоятельности, социальной компетентности, гибкости во взаимодействиях.

3) Иностранные исследователи традиционно рассматривают данную проблему в плоскости «взаимодействия», а отечественные авторы говорят об «отношениях».

4) Различия в классификации типов привязанности, наблюдаемые у исследователей из разных стран, иллюстрируют наличие разнообразных культурных паттернов воспитания, приводящих к тому, что само понятие надежной (или ненадежной) привязанности варьирует от культуры к культуре.

Необходимо отметить, что проблема определения типа привязанности в наше время традиционно связывается с трудностями установления отношений между приемными детьми и родителями, игнорируя тот факт, что это не менее важно и для обычных семей.

Это приводит к некоторым ограничениям в практическом применении накопленных в этой научной области знаний.

Мы призываем специалистов помогающих профессий обратить внимание на наличие признаков нарушения привязанности в родных, внешне благополучных или находящихся в состоянии разной степени неблагополучия семьях.

Автор: Ольга Егорова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru