Седая старина баила*: хлеб на стол - и стол престол, а кто не окстясь за стол садится, с тем ест и пьёт диавол. Не понапрасну стол ставили на чистую половину избы под святые образа - в Красный кут*, передний угол, в дальнее место от печи.
Тутова домочадцы Богу молились да под оком Господним вершили наипаче веские дела: препятства насущные разрешали, старшие младшим наказы давали и, вестимо, брашно* вкушали. Стол спокон века почитался ладонью Божьей, местом священным. Оттого изба без стола - не дом, не жилище.
За столом наши предки держались строгого обихода. Усаживаясь в Красный кут, мужики сымали шапки, притом возбранялось класть их поверх стола, как и ключи, топор да всякий мастеровой инструмент. Возбранялось за столом свАриться и ругаться, а дитя мог садиться сюды токмо апосля семи лет.
Божья ладонь половинила избу на два мира: всё, что над нею - наш светлый мир, а всё, что снизу - мир инакий*. В новоселье суеверный домохозяин ставил под стол угощенье для домового. А в родительские дни поминовения усопших оставляли там снедь для умерших. По древнему порядку за пропавшего в лесу человека или заблудшую домашнюю животину крестьяне подвязывали ножки у стола, чтобы заблудные сыскали путь домой. Еще множество запримет в бытном обиходе наших прадедов было связано со столом…
Не забывайте Платона Краваева и узнаете ещё старину седую и старый обиход посельский. Всем здоровичка!
*Помин забытых слов:
Баить - говорить
Кут - угол
Брашно - еда
Инакий - другой