Найти тему
Подвал Истории

Ленивый король и властная герцогиня

Если Эдуард VIII действительно был в сговоре с нацистами, как утверждалось, это доказывало бы, что он, по крайней мере, что-то делал после своего отречения от британского престола в 1936 году. Однако слухи о сотрудничестве наверняка не соответствуют действительности, ведь жизнь бывшего короля была такой же праздной и пустой, какой она и казалась окружающим.

Герцог и герцогиня Виндзорские. Фото: New York Post. Из открытых источников
Герцог и герцогиня Виндзорские. Фото: New York Post. Из открытых источников

Ведомый своей порывистой, властной герцогиней, женщиной, ради которой он забросил скипетр и корону, герцог Виндзорский (такой титул бывший король получил после отречения от престола) вел образ жизни, почти полностью лишенный какой-либо цели. Его главной заботой были светские скитания с женой между Нью-Йорком, Парижем и Палм-Бич, принимая внимание богатых людей и используя их гостеприимство. Единственной реальной ответственностью, которую герцог, казалось, был готов взять на себя, была забота и кормление домашних мопсов пары.

Он отказался от единственной работы, для которой был рожден, но ему нечем было ее заменить. Тем не менее Эдуард настаивал на сохранении всех своих королевских привилегий и правил, требуя этого и для своей жены. Слуги были одеты в ливрейные мундиры, а портреты герцога и герцогини висели среди портретов его царственных предков в их придирчиво украшенных домах и покоях. Не имея королевства, Эдуард и Уоллис руководили небольшой вотчиной слуг, шоферов и поваров.

Эдуард VIII и Уоллис Симпсон на отдыхе в Югославии, 1936 год. Из открытых источников
Эдуард VIII и Уоллис Симпсон на отдыхе в Югославии, 1936 год. Из открытых источников

Если Эдуард когда-либо и тратил настоящую энергию — если не считать его бесконечных попыток вытянуть деньги из британского правительства, — то это было в его почти навязчивом желании добиться для Уоллис дарования королевского титула. В этом ей было отказано, когда она вышла замуж за Эдуарда — в то время чувства англичан и обитателей Букингемского дворца были совершенно против того, чтобы дерзкую, дважды разведенную и при живых мужьях американку из Балтимора называли «Ее Королевским Высочеством». Это было пренебрежительное отношение и к Эдуарду, которое он никогда не переставал пытаться исправить.

Уоллис и ее первый муж, граф У. Спенсер, 1918 год. Из открытых источников
Уоллис и ее первый муж, граф У. Спенсер, 1918 год. Из открытых источников

Его настойчивость в этом вопросе еще больше вбила клин между герцогом и его семьей — отношения, которые уже были натянутыми из-за кризиса отречения и отказа королевской семьи принять Уоллис.

«Я не могу передать вам, как я опечалена тем, что ваш брат так утомляет вас этим "Ее Королевское Высочество"», — писала мать Эдуарда, королева Мария, его брату Георгу VI, взошедшему на престол вместо него. — Дать ей этот титул было бы фатально, и после всех этих лет я боюсь, как бы люди не подумали, что мы оправдываем этот ужасный брак, который был для нас таким ударом во всех отношениях».

Даже когда Британия храбро противостояла разрушительному натиску Гитлера во время Второй мировой войны, а Букингемский дворец подвергался бомбардировкам, бывший король приставал к правительству и королевской семье по поводу титула, который он желал для своей жены.

Получив передышку от руководства военными усилиями страны, премьер-министр Уинстон Черчилль нашел время и дал герцогу небольшой совет по этому вопросу.

«Добровольно отказавшись от самого прекрасного престола в мире, — писал Черчилль, — было бы естественно относиться ко всем вопросам церемонии и старшинства как абсолютно незначительным для ваших интересов и вашего достоинства».

Увы, этого не было.

Энергичная работа над вопросом о Королевском Высочестве для своей жены настолько занимала Эдуарда, насколько это было возможно во время войны, которая, к сожалению, была, вероятно, самым активным периодом его карьеры после отречения от престола. В это время он действительно был губернатором Багамских островов, куда его отослал Черчилль, чтобы прекратить заигрывания бывшего короля с Гитлером.

Герцог Виндзорский и Уинстон Черчилль на Французской Ривьере, 1948 год. Из открытых источников
Герцог Виндзорский и Уинстон Черчилль на Французской Ривьере, 1948 год. Из открытых источников

Учитывая, что мир находился в состоянии войны, это было не самое утомительное задание, но Эдуард нашел его настолько неприятным, что вскоре после своего прибытия на острова попросил отпуск. В конце концов, это был август, не самый приятный месяц для поселения на тропическом острове.

Черчилль счел просьбу об отпуске несколько преждевременной. Уолтер Монктон написал Эдуарду, что «очень огорчен, услышав, что вы вынашиваете такую идею». Премьер-министр надеялся, что, когда народ Британии так сильно страдает, герцог «готов будет смириться с дискомфортом и оставаться на своем посту до тех пор, пока погодные условия не сделают ситуацию менее неприятной».

Фотография герцога Виндзорского и неизвестного мужчины (возможно, М. Дж. Бальфура) возле Белого дома в день объявления о капитуляции Японии, положившей конец Второй мировой войне. Автор фото Эбби Роу. Из открытых источников
Фотография герцога Виндзорского и неизвестного мужчины (возможно, М. Дж. Бальфура) возле Белого дома в день объявления о капитуляции Японии, положившей конец Второй мировой войне. Автор фото Эбби Роу. Из открытых источников

Эдуард неохотно выполнил свой патриотический долг, но настаивал на том, что помещения на Багамах неприемлемы для эксплуатации в их нынешнем состоянии.

«Мы нашли Дом правительства совершенно непригодным для жилья, — сказал герцог своему другу и предшественнику на посту губернатора Беде Клиффорду, — и сбежали оттуда после недельного пикника, устроенного для москитов».

Денег, выделенных на модернизацию дома, было недостаточно, сообщил Эдвард министру по делам колоний Джорджу Ллойду, и он запросил дополнительные средства, чтобы привести его в форму. Черчилль ответил на просьбу лаконично. «Комментарии излишни», — написал он на краю письма.

После «изнурительного» опыта служения стране на Багамах Эдвард и Уоллис почувствовали себя вправе немного отдохнуть после войны. Всю оставшуюся жизнь они практически утопали в отдыхе. Обычный день герцога состоял из нескольких партий в гольф, если позволяла погода, иногда можно было вздремнуть, затем выпить, но не раньше 16:00. Его основная работа заключалась в том, чтобы передавать приказы герцогини помощникам или безропотно выполнять их самому, поскольку она деловито устраивала в этот вечер ужин или иные светские мероприятия.

Эдуард и Уоллис с президентом США Ричардом Никсоном, 1970 год. Из открытых источников
Эдуард и Уоллис с президентом США Ричардом Никсоном, 1970 год. Из открытых источников

В момент, возможно, непреднамеренной честности, Эдуард показал полную пустоту своей жизни.

«Знаешь, какой у меня сегодня был день? — сказал он жене американского дипломата. — Я встал поздно, а потом пошел с герцогиней и смотрел, как она покупает шляпу, а потом, по дороге домой, машина забросила меня в Буа, чтобы посмотреть, как ваши солдаты играют в футбол, а потом я планировал пойти на прогулку, но было так холодно, что я ее отложил. Когда я вернулся домой, у герцогини был урок французского, так что мне не с кем было поговорить, поэтому я взял кучу жестяных коробок, которые мама прислала мне на прошлой неделе, и просмотрел их. Там были мои эссе и еще что-то в этом роде, написанные, когда я был во Франции, изучая французский перед Великой войной… Знаете, я не очень читающий человек.»

Не зная, чем себя занять, герцог Виндзорский все чаще курил, от этой привычки он так и не избавился, заработав в конце концов рак горла. Эдуард умер через 10 дней после того, как его посетила королева Елизавета II, будучи с официльным визитом во Франции. Это случилось 28 мая 1972 года: отрекшйся от короны ради любимой женщины и уставший от жизни человек скончался в своем доме в Париже, а его жена переехала в Лондон и поселилась в Букингемском дворце, там, куда она так стремилась всю свою жизнь.

Портрет Эдуарда в мантии Ордена Подвязки работы Артура Стокдейла Коупа, 1912 г. Из открытых источников
Портрет Эдуарда в мантии Ордена Подвязки работы Артура Стокдейла Коупа, 1912 г. Из открытых источников
Благодарю за подписку и ваши комментарии, они помогут развитию канала. Ниже ссылки на другие статьи: