Среди королевских браков, которые прославились легендарным фиаско, немногие выделяются так же ярко, как брак между Георгом IV Английским и Каролиной Брауншвейгской. Эта ужасно несовместимая пара превратила союз, который был обречен еще до того, как начался, в королевский фарс.
Джордж, принц Уэльский, в то время обладал уже любовницей, впрочем, имел и тайную жену. Но женился он на вдове миссис Фицгерберт втихаря, без согласия короля, что нарушило один закон, к тому же она была католичкой, что нарушило другой. Принцу Джорджу светила перспектива потерять свое место во главе очереди на престол.
Соблазненный обещанием Парламента выплатить его сумасшедшие долги Джордж согласился бросить незаконную жену и жениться на своей кузине-немке Каролине. Это была высокая цена за чисто кредитную историю. Среди прочих завидных качеств Каролина была грубой, дурно пахнущей развратной стервой с завидным сексуальным аппетитом.
Харрис, лорд Малмсбери, дипломат, которому было поручено привезти Каролину из Брауншвейга, чтобы она вышла замуж за принца, описал ее как «не имеющую приобретенных качеств в области нравственности и врожденных представлений о ее ценности и необходимости» — репутация, которой она пользовалась по всей Германии.
Она была невысокой и коренастой, по описанию Малмсбери,
ее «голова была слишком велика для ее тела, а шея слишком короткая».
Она также, по-видимому, страдала той же королевской болезнью — порфирией, которая, как считается, довела ее будущего тестя и дядю Георга III до припадков безумия.
В то время как у матери принца Джорджа, королевы Шарлотты, были серьезные сомнения относительно пригодности Каролины в качестве невестки, его отец был в восторге.
Демонстрируя всю свою «проницательность», которую он ранее использовал при оценке настроений американских колонистов, Георг III полностью поддерживал свою племянницу.
«Несомненно, она именно тот человек, который естественным образом мне наиболее симпатичен, — писал он премьер-министру Уильяму Питту. — Я выразил свое одобрение этой идеи».
Принц Уэльский впервые был представлен своей невесте 5 апреля 1795 года. Малмсбери был там, чтобы потом рассказать о сцене во дворце Сент-Джеймс.
«Посмотрев на нее, он извинился, повернулся и удалился в дальнюю часть квартиры. Жестом подозвав меня к себе, сказал: «Гаррис, кажется, я нездоров; пожалуйста, принесите мне стакан бренди…»
Через три дня и много бренди счастливая пара поженилась. Брачную ночь Джордж провел пьяным на полу, а его любовница леди Джерси неотрывно сопровождала его в течение всего медового месяца.
Несколько недель спустя они уже не жили как муж и жена, хотя Каролине удалось забеременеть. Удовлетворив двойную цель своего брака — зачать законного наследника и урегулировать проблему своих долгов — Джордж объявил Каролине о формальном разводе.
«Наши склонности не в нашей власти, — писал он ей, — и ни один из нас не должен отвечать перед другим, потому что природа не сделала нас подходящими друг другу. Однако спокойное и комфортное существование вдали от Вашей особы в нашей власти; поэтому пусть наше общение этим и ограничится».
Каролина восприняла письмо мужа как карт-бланш на свободную жизнь, какую она и устроила себе во впечатляющем масштабе. Она принялась за непристойные публичные демонстрации у себя во дворце.
«Ой, какая дерзкая женщина эта принцесса Уэльская! — восклицала леди Эстер Стэнхоуп. — Сколько морских капитанов краснели, когда она танцевала, обнажаясь, с ужимками и поведением оперной девицы».
Лорд Холланд назвал ее «совершенно лишенной всякой женской деликатности», а преподобный Уильям Мейсон написал епископу Херду и объявил себя «полным приверженцем гипотезы безумия Её светлости».
Все болтовня вокруг поведения принцессы Уэльской в конце концов привела Каролину к суду. Леди Дуглас распространяла слухи о том, что своенравная принцесса забеременела в результате супружеской неверности и родила незаконнорожденного мальчика. Возмущенный муж Каролины призвал к расследованию, и король согласился.
То, что позже стало известно как «Деликатное расследование» было проведено в июле 1806 года. Несколько месяцев спустя с Каролины были сняты обвинения, но тщательный анализ ее распутной жизни оставил ее репутацию в руинах.
Принцесса Уэльская стала социальным изгоем.
Восемь лет спустя, устав от непрекращающихся нападок, она бежала из Британии прямо в объятия короля Иоахима Неаполитанского. Это была язвительная пощечина Джорджу, который теперь был регентом королевства своего отца, а Иоахим приходился шурином заклятому врагу принца-регента Наполеону Французскому.
В то время как веселье в Неаполе закончилось, когда Наполеон бежал из ссылки на Эльбе в 1815 году, приключения Каролины за границей только начинались. Вскоре у нее появился новый кавалер.
«Со мной курьер Наполеона, — объявляла она, — он для меня настоящее сокровище, верный и благоразумный. Я буду держать его рядом с собой.»
Курьер и будущая королева мародёрствовали по всей Европе, везде выставляя напоказ свою изменническую связь. Она осыпала его почестями, называя то мальтийским рыцарем, то рыцарем Гроба Господня, в зависимости от погоды и настроения.
Поначалу совершенно не собираясь возвращаться в Англию, Каролина вдруг обнаружила, что после смерти отца своего мужа, Георга III, передумала. Поскольку она не была официально разведена, теперь она была королевой Англии и полностью собиралась отдать себя служению высокому званию.
Но новый король Георг IV думал иначе и решил добиться развода через Парламент. Однако возникла проблема, поскольку было установлено, что общественное мнение (Упс!) непоколебимо было на стороне Каролины — не столько из-за доброго отношения к ней, сколько из-за глубокого пренебрежения к нему.
Люди напомнили Джорджу, насколько непопулярным он был у народа, придя толпой поддержать Каролину, когда она столкнулась с «Биллем о наказаниях», чтобы «лишить Ее Величество Каролину Амелию Элизабет титула, прерогатив, прав, привилегий и претензий королевы-консорта королевства и расторгнуть брак между Его Величеством и упомянутой королевой».
Охранников пришлось расставить по всей территории Вестминстера, чтобы контролировать толпу, поскольку ряд свидетелей сообщал внутри о возмутительном поведении королевы за границей. Но без поддержки народа законопроект после недолгого обсуждения был отклонен Парламентом.
Джордж оказался в ловушке, но еще не побежден. Когда Каролина, похожая на потешную королеву, прибыла на его коронацию и попыталась войти, двери Вестминстерского аббатства захлопнулись прямо у нее перед носом. А через несколько недель она умерла от обострения порфирии или, возможно, отравления, как предполагали многие.
Надпись на ее гробу, которую она составила сама, гласила: «Здесь покоится Каролина Брауншвейгская, оскорбленная королева Англии».
Георг IV больше не женился.
Благодарю за подписку и ваши комментарии, они помогут развитию канала. Ниже ссылки на другие статьи: