Найти тему
Таким Путем

Архитектура — вторая кожа человека.

Архитектура (как и одежда) — вторая кожа человека. Не только для защиты от внешнего мира, но и для презентации себя ему. Для создания прочной маски и наряда — из костей мамонта, из дерева, камня или глины. Не для одного человека — для целого сообщества, племени, города. Облачась в это нарядное укрытие, можно предстать перед богом и быть уверенным, что он заметит и ответит. Как человеческое тело — храм божий, так и религиозное здание подобно человеческому облику. Недаром первыми массивными архитектурными сооружениями были именно храмы.

И дальше архитектура всегда оставалась соединённой с сакральными запросами человека — быть может, даже сильнее других искусств. Пирамиды, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, зиккураты Междуречья — а потом и храм в Иерусалиме, воздвигнутый Соломоном. А уж отсюда рукой подать до тамплиеров и масонов — храмовников и каменщиков, фантазиями о которых проникнута вся наша современная культура. Только дай себе волю — и окажется, что все наши города — библиотека тайных знаний, каждое здание — открытая книга, только подойди к ней с нужной стороны.

Фасад монастыря тамплиеров в Томаре, Португалия. Здесь среди завитушек в стиле Мануэлино герои "Маятника Фуко" пытались разгадать очередные тайны
Фасад монастыря тамплиеров в Томаре, Португалия. Здесь среди завитушек в стиле Мануэлино герои "Маятника Фуко" пытались разгадать очередные тайны


Можно рассказать эти истории вульгарно-примитивно, в духе Дэна Брауна. А можно, как Умберто Эко,
заразить любовью к великолепной загадке архитектуры — в “Имени розы” читаем описание итальянского монастыря-лабиринта и чудесного многофигурного тимпана над входом, в “Маятнике Фуко” весь Милан и Париж наводнены тамплиерскими символами на фасадах.

Пьемонт, аббатство Сакра ди Сан-Микеле — прототип монастыря из "Имени Розы"
Пьемонт, аббатство Сакра ди Сан-Микеле — прототип монастыря из "Имени Розы"

Не отстаёт и Лондон. В графическом романе Алана Мура "Из ада" о Джеке-Потрошителе — читателю устроена целая экскурсия по достопримечательностям Лондона, вроде барочных церквей Николаса Хоксмура — и выходит, будто бы многие из этих зданий полны оккультных и языческих намёков, а Вестминстерское аббатство, например, возведено над древним храмом Анубиса.

Николас Хоксмур, церковь святого Георгия, Блумсбери, Лондон. По Алану Муру, языческое по своей форме и смыслу строение
Николас Хоксмур, церковь святого Георгия, Блумсбери, Лондон. По Алану Муру, языческое по своей форме и смыслу строение

“Невидимая спираль идет сквозь века. У истории есть некая архитектура… эта идея грандиозна и одновременно ужасна. Попытка высечь из всей истории человечества здание, достойное Великого Архитектора — Бога”.

Подробнее говорим об Архитектуре на авторском курсе Веры Донец "Архитектура как искусство".

Очно - онлайн, но можно смотреть в записи. Доступ к лекциям не ограничен.