14 марта. Певек, дневка
В Певеке провели полноценную дневку 14 марта, отметились у пограничников (хотя не совсем понятно зачем, ведь с июня 2018 года регистрация отменена). Днем, пока ребята проводили ТО транспорта, что-то подкручивали и подваривали, посмотрели городок, сходили в краеведческий музей. Вечером устроили небольшое застолье с местными деликатесами – нажарили дальневосточной наваги, купили подкопченного арктического гольца и магаданской красной икры (причем в хозяйственном отделе магазина – это Арктика). Заглянул на огонек метеоролог Дмитрий Аркадьевич, так за разговорами, да вкусностями очень душевно провели время. Хотелось остаться еще хотя бы на денек и побольше пообщаться с местными, уж больно обстановка располагала, но все чаще в разговорах появлялось упоминание про «южак», так что решили ехать, как только Тойотушки отдохнут и наберутся сил.
Восточно-Сибирское море, Чаунская губа, набережная Певека
«Южак» - местное локальное погодное явление – сильный порывистый ветер, порой ураганной силы. Поднимает снег и снежную пыль, дороги и колеи в тундре переметает – движение чаще всего невозможно.
15 марта. Певек, зимник
Неспешно завтракаем, подъедаем бутеры с икрой, картошечку с олениной и собираемся в обратный путь. В 11-38 час. стартуем из Певека, метеорологи дают добро, но предупреждают, что уже к вечеру Певек может накрыть тот самый южак, характерный именно для Чаунской губы. На одном дыхании проезжаем ледовую дорогу, светит солнце, открываются чудные виды на сопки и кажется, что такой дороге нет конца, но это Чукотка. И как только мы съезжаем на отворотку с указателем Билибино все кардинально меняется. Появляются, казалось бы, из ниоткуда переметы и надувы, через метров 700 понимаем, что пока большегрузы не пробьют дорогу, делать нам там нечего, возвращаемся на развилку и встаём на ночёвку. Позже подъезжает МАЗ, но тоже не решается ехать в ночь, тем более до этого поступила информация, что один из грузовиков проломил наледь и дальше образовалась «пробка». Остановились на ночевку в машинах. Как говорят местные «пуржить или пурговать».
16 марта. Зимник – оз. Илирней
Утром короткий завтрак. Выезжаем на зимник по следу МАЗа, колея глубокая, пробуем проехать с цепями и лопатами, толкаем и копаем ;-) пропускаем вперед ещё два Урала, и очень медленно двигаемся вперёд, проехали около 2 км за 2 часа.
Певек – Билибино. Копаем дорогу и пытаемся «пробиться» через переметы в тундре
Тут нас нагоняет ещё три большегруза, два из которых берут нас на буксир и дотягивают до наледи примерно 4 км.
Проходим сложный участок тундры на буксире
Наледи проходим без проблем и в скором времени оказываемся на насыпной дороге, но к этому времени усиливается поземка, пуржит и мы медленно пробиваемся через заносы, в итоге на очередном затяжном подъёме видим стоящий в стороне от обочины трактор дорожников Кальмар, а проезжающий мимо дальнобой говорит, что должны вернуться дорожники и починить у него колесо. Смысла дальше ехать нет, ждём либо Кальмара ( К 700 – на местном ;-)), либо попутного дальнобоя. Минут через 20 появились дорожники, ещё мин 40 и выдвигаемся за Кальмаром, а через 30 км встаём пуржить на пикете дорожников. Вот так, несмотря на ранний выезд 16 марта в 07-10 час., за день мы проехали всего 74 км и оказались у дорожников в районе 19 час.
Чукотка. Готовим горячий обед
Ветер местами до 30 м/с просто сдувал с ног и шатал авто. Это к вопросу о погоде и состоянию дороги, как все-таки повезло с погодой по дороге до Певека, когда от Билибино до аэропорта Певека расстояние в 480 км проехали за 17 час!!!
Остановились на ночевку у дорожников.
17 марта. Озеро Илирней - дневка
Завтракаем не спеша. «Погода нелетная». И вот на календаре уже 17 марта и третий день как мы выехали из Певека, в общей сложности за эти дни прошли около 300 км, да и при всем желании не смогли бы больше. Весь день «пуржили» у дорожников, которые предоставили нам один из балков – теплый вагончик с двумя комнатами, электричеством и умывальником, читали, пекли блины и занимались ничего неделаньем. А еще у них был теплый туалет и баня, чем мы не преминули воспользоваться. Утром следующего дня ветер подтих, два Кальмара провели расчистку территории или просто разминались, вахтовка уехала на разведку, а мы в нетерпении ждем команды «Старт»!
Ночуем у дорожников в балке.
18 марта. Оз.Илирней – Кепервеем
Ранний завтрак. На небе кусками виден голубой цвет. Есть шансы стартовать сегодня ;-). В 09-22 час. наш Кальмар выехал на расчистку дороги в сторону с. Илирней, что ж мы уже давно собраны и готовы к новому броску в покорении зимника, ведь впереди ещё не один сложный участок дороги. Стартуем в 09-24 час. Проехали за Кальмаром 35 км до своротка на с. Илирней.
Направление на Билибино. Едем за кальмаром (трактор К 700)
Заехали в магазин, подкрепились и в 12-36 час. выехали в сторону Билибино. Объезжаем стороной наледь, доставившую нам ранее определенные неудобства. Вначале дорога не кажется такой убитой, как в прошлый раз, но это зимник, а значит нельзя расслабляться! После сильного бурана кочек по сравнению с дорогой туда стало значительно меньше, но вместо них появились глубокие снежные борозды, наши машины шли то полубоком, а местами казалось еще чуть-чуть и угол наклона будет критическим, то периодически вязли в снежной каше, а еще под вечер у прицепа с пробелом в корме отпала задняя стенка с номером, так что пока искали, пока пробивались дальше до Билибино, не доехали, ночевали км в 40 у своротка на Кепервеем.
Ночуем в машинах.
19 марта. Кепервеем – Черский
Сегодня завтракаем горячими пельменями. Нам в очередной раз казалось, что вот он свет в конце туннеля, что дальше не спеша протрясемся по знакомым кочкам, тщательно проработаем мышцы стабилизаторы и расслаблено доедем до Черского, где нас ждал редактор местной газеты Алексей Дмитриевич. В таком настроении нас застало утро 19 марта, взбодрила чашечка свежезаваренного кофе и в 08-15 выехали в сторону Билибино. В десятом часу утра были уже на месте.
Немного статистики: от Билибино до Певека мы доехали за 17 час., а из Певека до Билибино то же расстояние преодолели почти за 4 суток, вот вам и Арктика, а всего то пару дней ветра со снегом и можно забыть про дорогу, остаются только направления!!!
Посещение музея в Билибино
Цены в Билибино, или не говорите, что мы плохо живем!
Готовые к любым ценам и жаждущие пополнить запасы в боевом настроение, приехали в Билибино, но первый же магазин наш пыл подостудил, сейчас поймете почему):
«Доширак в стаканчике 125 руб., яйца от 250 руб. до 370 руб. за десяток, вода газированная Билибинская 1,5 л. (в Певеке стоила 50 руб., здесь 100?! (Как так?!) и купить ее можно только в муниципальных магазинах, вот она большая страна контрастов), морковка мытая, поштучно завернутая – 600 руб. за кг., просто мытая 420 руб. за кг, молоко - 240 руб. литр, сыр Российский – 1400 руб. за кг, апельсины – 600 руб. за кг, вода газированная 1,5 л – 190 руб.
Часть продуктов можно купить с уценкой, поскольку пока они доезжают у них заканчивается срок годности, так у нас появились печеньки несколько видов, включая орешки со сгущенкой, зато они не крошились ;). При этих ценах средняя зарплата продавца – 35 тыс. рублей!
Из хорошего: все-таки есть список продуктов с дотацией от государства, например: оленина на кости – цена за кг 245 руб., тушенка из оленины – очень вкусная, банка 325 гр. стоит 140 руб., но продается она только в муниципальных Универсамах, там же можно купить соленого чира в вакууме, местные варено-копченные колбасы из оленины, без всяких ГМО, в районе 800 руб. за кг (кстати, колбаса вкусная, чувствуется, что натуральная и минимум ингредиентов), нам еще досталась нерка соленая, последний кусочек, тоже отличного качества.
В Билибино сходили в местный музей, подзакупились, заправились и в 12-25 час. и выдвинулись в сторону пгт. Черский. Через 5 час неплохой дороги, переговорив с дальнобоями, решили ехать по «официальному» зимнику. Тот, по которому ехали до Анюйска, сказали не чищен и в переметах. По дороге нам встретились те самые МАНы, которые мы видели 7 марта на одном из перевалов, когда выехали на зимник Арктика, прошло уже 12 дней, а они только подъезжали к г. Билибино, получается за это время они преодолели максимум 1400 км.
В начале шестого съезжаем на верхний зимник в сторону Черского, предвкушая скорую дорогу, расстояние-то всего 82 км. Первые километры проезжаем быстро пока не начинаются подъемы, глубокая колея, ветер и переметы, на которые вначале и не обращаем внимания, а зря! Сильный ветер, температура резко упала. Нас догоняют два МАЗа бензовоза, грустно смотрят на нас, берут нас на буксир со словами, что дотянем до верха, а дальше уж сами, и по-отечески советуют вернуться (а куда???), так как самое интересное начнется потом, и будет затяжной перевал «Родинка», в который возможно и они не въедут. Вот тут и началось...
Протащив пару километров, МАЗы нас отцепили, но ненадолго, видимо понимая, что теперь мы были в одной связке и не бросать же нас в сугробе, в итоге они как старшие и сильные взяли шефство над своими младшими собратьями, за что мы им благодарны! Лесные участки с хорошей дорогой проходили своим ходом, а открытые с колеей и переметами цеплялись за наши добрые МАЗики. Ближе часам к 21 вечера вся наша колонна упёрлась в раскорячившийся в овраге КАМАЗ длинномер, который не мог пройти небольшой овражистый подъем забитый снегом. В итоге его вытащил другой большегруз, но простояли мы там часа 1,5. Стемнело, как-то резко похолодало уже до -36С и вот мы добрались до того самого перевала, где снова цепляемся к МАЗу. Тут время просто стало казаться вечностью, МАЗ медленно, иногда по 5-10 см, в раскачку «натаптывая дорогу» и продвигаясь вверх, периодически сдавая назад, было ну очень неуютно, особенно, когда такая махина накатывает на тебя сверху, но иначе он не мог тронуться. По ощущениям - самый крутой участок подъёма км 1,5 мы ехали около 2 часов, а в одном месте казалось, что силы покинули даже могучий МАЗ, он на одном месте буксовал мин 20-30. Даже не представляю, что было бы, если б он не смог въехать и начал сдавать назад. В результате 80 км мы ехали 8,5 час! В Черский въехали в 02-20 час., заночевали на территории АЗС в машинах.
Добрались до Якутии!!!
Продолжение следует...