Найти тему
Эпонимы и Мы

ЭФФЕКТ ВЕСТЕРМАРКА

От многих людей я слышал слова о том, что со своей половинкой они знакомы всю жизнь, вместе ходили в детский сад, вместе дружили, вместе учились, потом поженились и долгие годы вместе, о чём не жалеют ни он, ни она.

Безусловно, подобные примеры есть даже в моём классе. Но... Есть один довольно деликатный момент, который обязательно следует прояснить.

Дело в том, что в биологии существует такое понятие как "обратный сексуальный импринтинг", или ЭФФЕКТ ВЕСТЕРМАРКА. Это не закон, а всего лишь психологическая гипотеза, однако она весьма убедительна и подтверждена неумолимой статистикой.

Фото с сайта https://my.mail.ru/mail/ludmila19651997/photo/d4aa3060e051/6533.html
Фото с сайта https://my.mail.ru/mail/ludmila19651997/photo/d4aa3060e051/6533.html

Эффект этот проявляется в том, что если мальчики и девочки вместе росли до шестилетнего возраста и воспитывались в тесной дружбе, как братья и сёстры, то в дальнейшем крайне маловероятно, что у них что-нибудь получится в плане создания семьи и просто в интимном смысле. Именно потому, что они с малых лет воспринимают друг друга как близкие родственники, связь между которыми порицаема как на психологическом и социальном, так и на биологическом уровнях.

ЭФФЕКТ ВЕСТЕРМАРКА как своеобразное табу на инцест было подтверждено на примере израильских кибуцев и ряда других замкнутых сообществ, где даже если люди и пытались сходиться, у них очень редко что-то получалось и брак распадался. Но это касается только тех случаев, когда неукоснительно соблюдалось главное условие - совместное взросление с младенческих лет до шестилетнего возраста.

Фото с сайта https://kartinkin.net/pics/18005-druzheskie-oboi.html
Фото с сайта https://kartinkin.net/pics/18005-druzheskie-oboi.html

В частности, в кибуцах из 3000 браков только 14 возникли между детьми из одной и той же группы сверстников. Из этих 14 детей ни один не воспитывался вместе в течение первых шести лет жизни.

Существует и другой пример - так, в Китае существовала традиция, согласно которой девочку усыновляли в семью в качестве будущей жены сына, часто в то время младенца. Эти эти браки часто терпели неудачу - в полном соответствии с гипотезой Вестермарка. (Хотя тут возникает резонный вопрос - а почему же такая традиция вообще возникла, коль скоро ничего хорошего из подобной практики не получается.)

Фото с сайта https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5264969,00.html
Фото с сайта https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5264969,00.html

Исследования в данном направлении проводились и в других странах - оказалось, например, что браки между двоюродными братьями и сестрами в Ливане имеют более низкий процент успеха, если двоюродные братья и сестры воспитывались в условиях, похожих на родственные.

Союзы двоюродных братьев и сестер более успешны в Пакистане, если существует значительная разница в возрасте. А в Марокко привлекательность брака для двоюродных братьев и сестер, которые выросли в одной комнате, явно ниже, чем когда они воспитываются в разном окружении. И так далее.

Фото с сайта https://www.syl.ru/post/home-and-family/110698
Фото с сайта https://www.syl.ru/post/home-and-family/110698

С этим можно спорить, конечно же. Но выглядит весьма убедительно. В том числе, если вспомнить о том, что в старину парни предпочитали жениться не на соседках, а на тех девушках, которые жили в других населённых пунктах. Возможно, потому, что про этих они всё знают а те, наоборот, для них - загадочные незнакомки, у которых, наверное, всё не так устроено, более интересно и замысловато.

Эдвард Александр Вестермарк (20 ноября 1862 – 3 сентября 1939). Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Edvard_Westermarck
Эдвард Александр Вестермарк (20 ноября 1862 – 3 сентября 1939). Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Edvard_Westermarck

Эдвард Александр Вестермарк (20 ноября 1862 – 3 сентября 1939) - финский философ и социолог.

Родился в 1862 году в состоятельной лютеранской семье. Получил сначала степень по философии, потом заинтересовался антропологией и зачитался работами Чарлза Дарвина. Его диссертация была посвящена истории человеческого брака и опубликована отдельной книгой.

В 1892 году Вестермарк стал преподавателем социологии в Хельсинкском университете, одновременно возглавив студенческое общество "Прометей", которое выступало за свободу вероисповедания.

В 1906 году его назначили профессором моральной философии, он занимал эту кафедру до 1918 года, когда он перешел в Университет Або Академии в Турку. Но потом был вынужден покинуть родину, как говорят, из-за того, что пропагандировал независимость Финляндии, и не чувствовал себя в безопасности.

Став первым профессором социологии Мартина Уайта в Лондонском университете, Вестермарк помог основать академическую социологии в Соединенном Королевстве.

Его считают ярым социал-дарвинистом и “авторитетом в истории морали и брачных обычаев”. Он опроверг господствовавшее в то время мнение о том, что ранние люди жили в сексуальной распущенности, утверждая, что на самом деле исторически моногамия предшествовала полигамии. По его убеждению, “брак коренится в семье, а не семья в браке”.

В своем двухтомнике "Происхождение и развитие моральных идей" (1906-1908) Вестермарк утверждал, что моральные суждения не являются рациональными, а основаны на эмоциях и на общественном одобрении или неодобрении. Как следствие, он также отрицал существование общей или универсальной моральной истины.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Наука
7 млн интересуются