Говорят, «в будущее возьмут не всех», а половину всей рутинной работы будут выполнять роботы. Более 20 лет я продвигаю в России свободное программное и аппаратное обеспечение и непрерывно наблюдаю за развитием мировых технологий. В этой статье я расскажу о том, как уже сегодня подготовить детей к миру будущего. А также предлагаю взглянуть на 10 потенциальных профессий для них.
Давайте подумаем о том, как изменится мир в будущем. Вокруг нас будет еще больше автоматизации, системы управления станут сложнее, а конкуренция еще выше, причем практически везде. Очевидно, что на стыке этих трендов будут развиваться профессии, связанные с робототехникой, программированием, 3D печатью и многими другими элементами современных технологий.
Поэтому я предлагаю вам свой список «ТОП-10» профессий будущего, которые будут актуальны как для выпускников наших клубов, так и для всех тех, кто только получает образование и стремится профессионально ориентироваться в существенно меняющемся мире технологий:
1. Проектировщик домашних роботов
Разрабатывает и программирует роботов-сиделок, уборщиков, садовников, роботов для выгуливания собак и многих других. Эти роботы выполняют сложную и неприятную работу по дому, чем невероятно облегчают ведение хозяйства. Как правило, они имеют свободу перемещения, интегрированы с другими элементами «умного дома».
2. Проектировщик / оператор медицинских роботов
Роботизированная хирургия начала развиваться в 1980-х годах. Самый известный робот-хирург уже используется по всему миру и позволяет проводить операции по восстановлению митрального клапана, операции на позвоночник и др. В будущем будут востребованы специалисты по проектированию и программированию роботов-хирургов, киберпротезов, диагностических и лечебных роботов.
3. Проектировщик инфраструктуры «умного дома»
«Умные дома» появляются уже сейчас, но сама профессия станет популярной не ранее чем через 5–7 лет. Этот специалист проектирует, устанавливает и настраивает интеллектуальные системы управления домашним хозяйством — бытовой техникой, системами безопасности, энергоснабжения, водоснабжения и др.
4. Проектировщик детской робототехники
Разрабатывает игрушки, гаджеты и механизированные товары на основе программируемых роботов с учетом психофизиологических особенностей детей. Например, японские ученые разработали социального робота для взаимодействия с детьми-аутистами. Он учит ребят общаться и распознавать чужие эмоции. Также существует робот, который учит детей чуткости и гуманизму. Он запрограммирован показывать стрессовые реакции на грубое обращение.
5. Консьерж робототехники
Роботизированные отели уже существуют в Америке, Китае, Японии и других странах мира. Пусть механические швейцары, горничные и посыльные неплохо себя зарекомендовали, всё же они требуют человеческого контроля. Такой консьерж должен быть высокоорганизованным специалистом с навыками многозадачности, пониманием устройства механизмов и умением общаться с искусственным интеллектом.
6. Инженер систем жизнеобеспечения
Этот специалист занимается обеспечением устойчивой и надежной работы инженерных систем, которые помогают человеку выживать в экстремальных условиях. Например, в космосе или на других планетах.
7. Архитектор виртуальности
Проектирует решения, которые позволяют работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование, с учетом био- и психопараметров пользователя, в том числе под индивидуальный заказ.
8. Архитектор интеллектуальных систем управления
Разрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контролирует интеллектуальные системы управления. На сегодняшний день уже существуют решения, с помощью которых можно контролировать сложные перевозки, но управляют ими всё равно люди. В будущем потребуется разработка систем управления, которые будут работать автоматически.
9. Проектировщик нейроинтерфейсов
Разрабатывает интерфейсы, совместимые с нервной системой человека, для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами, с учетом психологии и физиологии пользователей. Как правило, нейроинтерфейсы используются для развлечений: например, нейрошлемы для управления перемещениями персонажа в онлайн-играх. Однако в будущем с помощью нейроинтерфейсов можно будет управлять сложными приборами или даже общаться без слов с другими людьми.
10. Проектировщик 3D-печати в строительстве и на производстве
Этот специалист разрабатывает макеты конструкций, подбирает оптимальный набор компонентов для их печати и сопровождает процесс печати домов.
Думаю, из этих примеров хорошо видно, что у наших детей будут большие возможности для выбора профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что профессии будущего задействованы во всех основных сферах жизни человека: медицина и транспорт, строительство и производство, гостеприимство и космос, и даже детские товары.
При этом я не стал включать в список производные от этих профессий, чтобы остаться в рамках формата «ТОП-10». Но здесь также можно вспомнить проектировщиков беспилотной авиации, кибернетиков умных сред, системных инженеров интеллектуальных энергоносителей и многих других.
Теперь о том, как стать профессионалом будущего
Чтобы освоить профессии будущего, необходимо овладеть базовыми компетенциями: это робототехника, программирование, искусственный интеллект, 3D-моделирование и 3D-печать. Не забываем также про STEM дисциплины: наука, технологии, инженерия и математика.
Где изучать робототехнику?
Сейчас занятия по робототехнике начинают внедрять в работу многих государственных школ благодаря поручениям президента РФ . Поэтому при поступлении ребенка в школу, уточните: возможно в данном учебном заведении уже сейчас действует или в скором времени начнет работу класс робототехники. Кроме того, открыто большое количество частных кружков по обучению детей. Безусловно, такой кружок есть и в вашем районе.
Чем отличаются частные кружки?
Как правило, предприниматели стремятся повышать качество своего продукта, чтобы соответствовать рыночным условиям и удерживать клиентов. Они организовывают небольшие группы учеников, стараются уделить внимание каждому ребёнку и выстроить доверительные отношения с родителями. В свою очередь, это влияет на объём и качество знаний ребёнка. Поэтому если есть возможность учиться и в школе, и в кружке — это прекрасный шанс получить всесторонние знания «из разных уст».
В каком возрасте учиться робототехнике?
Чем раньше ребёнок начнёт осваивать новые компетенции, тем проще будет выбрать ВУЗ и будущую специальность, когда он вырастет. Уже в 5 лет можно заняться «игровой робототехникой», которая развивает память, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику. Как правило, основные темы по робототехнике дети проходят начиная с 8 лет.
Чему учиться в клубе робототехники?
Для того чтобы уметь работать с устройствами различной сложности, важно получить глубокие знания, а не ограничиваться сборкой конструктора из готовых деталей и его программированием. Именно поэтому важно также разбираться и в схемотехнике, чтобы быть способным собрать электронную основу устройства, нарисовать 3D-модель и напечатать корпус на 3D принтере. Эти знания помогут ребёнку разрабатывать и изготавливать своих роботов ещё в процессе обучения.
Как оценить свой прогресс в обучении?
Занятия робототехникой помогают усилить внимание и память, развивают не только математическое, но и художественное мышление. Ребенок учится вырабатывать самостоятельность и улучшает успеваемость в школе. И я уверен, что если ваш ребенок будет систематически заниматься робототехникой, то с каждым годом он сможет добиваться результатов, значительно превосходящих его собственные предыдущие достижения. А чтобы получить внешнюю оценку и признание своих результатов, можно принять участие в международных конкурсах и соревнованиях. Например, в Олимпиаде по программированию на языке Scratch или в РОББО Фестивале.
Один из моих проектов — международная сеть кружков робототехники «РОББО Клуб», которую я развиваю более 15 лет. Используя open source технологии, мы стремимся вырастить будущих инженеров и инноваторов, профессионалов будущего. Скорее всего, в вашем городе уже есть РОББО Клуб. А если нет, вы можете открыть его по нашей франшизе.
Главное — будьте уверены: если вы читаете эту статью, вы уже на три шага впереди. А это значит, вы готовы к переменам, и ваших детей ждет прекрасное будущее!
Автор статьи — Павел Фролов. Серийный предприниматель, имеющий два действующих бизнеса. Основатель и продюсер проектов ГНУ/Линуксцентр и РОББО.