Сколько раз можно смотреть "Любовь и голуби"? Если вам нравится фильм и откликается его эстетика, то, пожалуй, бесконечно. Даже зная сюжет и крылатые фразы наизусть, можно получить от просмотра массу удовольствия. От чего так? Можно, конечно, сослаться на художественные достоинства и великолепную актерскую игру. Но это, как мне всё-таки кажется, не главное.
В фильме много эмоций. Не просто эмоций, а эмоций ярких, почти доведенных до аффекта, драматичных и мелодраматичных, агрессивных и адреналиновых.
Рукоприкладство там на каждом шагу, а где и лопата в ход идет, топор тоже без дела не лежит. Выгнать из дома – милое дело. Обвинения – как из рога изобилия. Слезы ручьем, а оскорбления – особый вид искусства.
Но вот что бросается в глаза, цепляет и не отпускает до самого конца: даже выдав порцию крайне агрессивных слов, нападок и жестов, персонажи либо улыбаются, либо чувствуют необыкновенный прилив энергии. Глаза горят, губы в улыбку сами начинают складываться, ноги пускаются в пляс.
Почему? Потому что на самом деле никто никого не собирается бросать, никто не собирается уходить из дома, никто на самом деле не испытывает неприязни или ненависти. Злость – да, и это совершенно нормальная, естественная эмоция! А ненависти в этом фильме нет, есть любовь.
Почему бы не выражать свою любовь корректно и деликатно?
Для многих это скучно. Пресно. Неинтересно. Ссоры, склоки, скандалы, выяснения отношений позволяют раскрасить унылую и однообразную жизнь, наполненную незамысловатым бытом. Когда нет других событий, приходится устраивать их собственными силами!
Люди подсознательно начинают играть в игры.
- Это дает эмоции (а как-то иначе получить их в тех условиях, в которых живут герои, крайне сложно).
- Это дает стабильную картину мира. Всегда понятно, чем дело кончится. Все ссорятся, но мирятся, расстаются, но сходятся, бьют, а потом обнимаются.
Зачем человеку драма?
Начиная играть в игры, люди (если добавить немного психологической "терминологии") становятся жертвами, спасателями или преследователями. Надежда, жена Василия, успевает побывать во всех трех! И все остальные женщины очень ловко переключаются между этими ролями. Только вот плакали и страдали, а через минуту уже, объединившись, нападают на мужчину, который попался им под руку.
Отношения между этими тремя ролями описывает так называемый "треугольник Карпмана". Но у этой схемы есть и другое название – драматический треугольник.
Играя в игры, люди разыгрывают драму, представление. Всё понарошку, не по-настоящему. Зачем?
Многие представители трансактного анализа считают, что так человек закрывает свою глубинную боль, проживает травму. Но я, больше как философ (ибо психотерапевтом я не являюсь) склоняюсь к иной концепции.
Например, философ Йохан Хёйзинга, автор книги "Человек играющий" полагал, что вся человеческая культура происходит из игры, имеет игровую природу. Человек не может не играть. Мне это откликается.
Да, игры у всех разные. Например, некоторые взрослые мальчики играют в машинки (и строят автомобильные заводы или участвуют в Формуле-1). А кого-то больше привлекают мелодрамы, ссоры-расставания-примирения. Если жизнь слишком скучна, в ней, определенно, многие захотят разыграть драму.
Драма, которую разыгрывают герои фильма "Любовь и голуби", не скупясь на театральные жесты, в общем-то безобидна и не лишена очарования. Все в этом представлении живые, эмоциональные и – главное – настоящие.
Я не защищаю позицию и манеру общения героев фильма. Но сложно отрицать, что она очень колоритная! Заслушаешься, залюбуешься, разулыбаешься! Я и сама себе иной раз такое позволяю, в шутку.
Не знаю, как вас, но меня сильно смущают заявления многих психологов о том, что выражать свое мнение нужно исключительно корректно, о своих чувствах нужно сообщать партнеру через "я-сообщение" по схеме, повышать тон ни в коем случае нельзя, истерики устраивать – признак незрелости личности.
Возможно, отношения, показанные в фильме, и не вполне зрелые. В них есть и игры, и манипуляции, и негатив. Но не форма определяет отношения. Эту попытку сделать жизнь ярче простым способом можно себе простить, если за всем этим живет нежность, привязанность, любовь, готовность поддержать и взаимопонимание.
"Фыр-фыр" быстро проходит, а любовь остается.
В этой статье пишу о конфликтах в этом фильме, а здесь о том, почему Раиса Захаровна – женщина, которая себя любит.