Природный газ (метан) – это смесь газов, образовавшихся в недрах
Земли при разложении органических веществ. Основным компонентом
природного газа является метан. Природный газ добывают на
месторождениях, очищают от примесей и транспортируют по
газотранспортной системе до потребителей. В качестве моторного топлива
природный газ используется в двух видах: компримированном (КПГ) и
сжиженном (СПГ).
КПГ реализуется через автомобильные газонаполнительные
компрессорные станции (АГНКС), где он осушается, сжимается при помощи
компрессора и подается в бак транспортного средства под давлением 200-250
атмосфер. Потенциальными потребителями КПГ являются пассажирский,
легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника, в отдельных
случаях – речной транспорт и сельскохозяйственная техника.
СПГ – это природный газ, охлажденный до температуры минус 162
градуса по Цельсию. При охлаждении природный газ переходит в жидкое
состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ транспортируется и хранится в крио-емкостях. СПГ реализуется потребителям через криоАЗС, на которых транспорт может заправляться природным газом в жидком виде. Кроме того, существуют заправочные станции, на которых осуществляется заправка как КПГ, так и СПГ. Это могут быть криоАЗС с регазификацией (переводом газа из сжиженного в газообразное состояние) или АГНКС с криогенным оборудованием (осуществляющим сжижение газа). Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника, а также авиатранспорт и космические аппараты. Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — нефтепродукт, смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от −50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива, а также используются в качестве сырья в химической промышленности. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, изобутан и н-бутан. Производятся СУГ при добыче нефти и газового конденсата за счет их первичной переработки в процессе ректификации широкой фракции лёгких углеводородов. Пропан и пропан-бутановая смесь реализуются в качестве моторного топлива через АГЗС. Пропан и пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, взрывоопасны при достижении уровня концентрации в воздухе на уровне 2,1%. В составе этого газа часто имеется существенное количество примесей, различного рода веществ, масляных составляющих. Поэтому необходима сложная фильтрация и качественная очистка. В быту такой газ используется в зажигалках. Стоимость 1 литра СУГ в среднем в России составляет 23 рубля. По расходу 1 литр пропан-бутановой смеси эквивалентен 1,2 л бензина. В среднем на 100 км пути легковой автомобиль расходует 12 л СУГ. Октановое число СУГ — 95 - 110. Пропан-бутан также, как и метан полностью сгорает в двигателе и не образует твердых сажевых частиц, что благоприятно сказывается на сроке службе двигателя.
Природный газ является ключевой альтернативой дорожающим
нефтяным видам топлива. Стоимость 1 куб. м метана в среднем в России
составляет 16 рублей. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 л бензина. В среднем на 100 км пути легковой автомобиль расходует 10 куб. м природного газа. Октановое число метана — 105. Газообразное состояние метана помогает его более полному сгоранию в двигателе, что увеличивает срок службы автомобиля в 1,5 раза. Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижает трение и уменьшает износ двигателя. При сгорании природного газа не образуются твердые частицы, вызывающие повышенный износ цилиндров и поршней двигателя. Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива увеличивает срок службы двигателя в 1,5-2 раза.
Выбросы углекислого газа у автомобиля на метане в 2-3 раза меньше,
чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными автомобилями. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.
Метан – один из наиболее безопасных видов моторного топлива.
Нижний предел температуры самовоспламенения метана – 650 °С, дизельного топлива – 320 °С, бензина – 250 °С. Пожароопасные концентрации метана находятся в пределах 4,4-17 % объема, а паров дизельного топлива – 1,1-8 %.
Газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования он сразу улетучивается. По классификации горючих веществ
МЧС России по степени чувствительности метан входит в самый безопасный 4-й класс.
https://ngvrus.ru/file/info/library/sravnitelnaya-spravka-prirodnogo-gaza-i-sug.pdf