Великий наставник Нагарджуна так пишет в «Коренных строфах о срединности»:
Учения, дарованные Буддой,
Основываются исключительно на двух истинах[4].
Для того чтобы понять изложение четырех благородных истин в соответствии с воззрением мадхьямаки, необходимо разобраться с двумя уровнями истины — относительным и высшим. Ибо, как мы видели, без понимания высшей истины — истинного способа существования вещей — чрезвычайно трудно разобраться с содержанием термина «прекращение» во всей его полноте. Вот почему я написал:
Придя к пониманию двух истин, природы основы,
Я установлю, как посредством четырех истин
мы вступаем в сансару и ее покидаем.
И, поскольку именно понимание двух истин приводит нас к полному постижению природы Драгоценности Дхармы, а оно, в свою очередь, позволяет глубже понять природу Драгоценности Будды и Драгоценности Сангхи, я написал:
Я укреплюсь в рожденной из достоверного познания
вере в Три Драгоценности.
Силой этого благословения да утвердится во мне
корень пути к освобождению.
Другими словами, да зародится во мне прочная вера в Три Драгоценности, порожденная истинным знанием, которое опирается на ясное осознание природы трех объектов прибежища; и на этой основе да утвердится во мне корень пути к освобождению.
Последовательность, которой я придерживаюсь здесь, соответствует подходу, изложенному в «Украшении из постижений» (Абхисамаяланкаре) Майтреи[5], где, описав порождение бодхичитты, он дает следующие наставления:
Практики и [четыре благородные] истины,
А также Три Драгоценности, такие как Будда…[6]
В этих строках Майтрея, обсуждая содержание практик, дает наставления по двум истинам, наставления по четырем благородным истинам, создающие несущие конструкции для практик, и наставления по Трем Драгоценностям, поддерживающие эти практики. В означенной выше строфе я придерживался такого же порядка изложения.
Далее, в буддизме есть ближайшая цель — обретение перерождения в теле человека или божества — и высшая цель достижения безусловного блага. Учения о средствах достижения перерождений в высших мирах базируются на взращивании «правильного мирского воззрения». Что такое правильное мирское воззрение? Это верное представление о законе кармы и ее плодов, который зиждется на принципе взаимозависимого происхождения. Цель, которая преследуется и достигается с опорой на такое воззрение, — перерождение в высших мирах.
Если же мы будем стараться по-настоящему глубоко постичь существование вещей на уровне концептуальных обозначений, то придем к пониманию, что взаимозависимо возникающее пустотно, и на этой основе разовьем «правильное надмирское воззрение» (в противовес мирскому). Цель, достигаемая нами в результате, и будет безусловным благом. Таким образом, даже цели духовного развития в буддизме объясняются в контексте двух истин.
Более того, высочайшее безусловное благо, всеведущее состояние Будды, сводится к обретению двух тел — высшего тела формы (рупакая) и высшего тела истины (дхармакая). Тело формы, или материальное тело будды, обретается посредством накопления заслуг — положительного потенциала, который создается проявлением доброты, щедрости и другими добродетельными практиками, — в то время как тело истины будды достигается накоплением мудрости, или проникновением в суть действительности. Поскольку мы накапливаем заслугу на основе видимого аспекта взаимозависимого происхождения, а мудрость — на основе пустотного аспекта взаимозависимого происхождения, выходит, что даже определение состояния будды строится на двух истинах. Именно по этим причинам говорится, что все учения, изложенные Буддой, какими бы обширными они ни были, преподаны с точки зрения двух истин.
То, что мы называем «двумя истинами», суть два уровня реальности — видимость и реальность как таковая. Этим двум уровням соответствуют миропонимание, построенное на том, как мир видится нам, — с одной стороны, и миропонимание, основанное на реальности как таковой, истинном способе существования вещей, — с другой. В нашей повседневной речи мы различаем разные уровни реальности; мы проводим разграничение между видимостью и реальностью и чувствуем существование разных уровней истины. Учение о двух истинах облекает наше интуитивное прозрение в форму вполне определенных понятий. В этой ощущаемой нами дихотомии между видимостью и реальностью окончательная, истинная природа вещей составляет высшую истину, а понимание, выстроенное на фундаменте видимости, или нашего повседневного восприятия, составляет относительную истину.
Каковы характеристики этих двух истин? К относительной истине принадлежат факты бытия, постигнутые в отсутствие критического исследования на предмет высшей реальности. Когда же, будучи не удовлетворенными одной лишь видимостью, постигнутой без такого критического исследования, мы начинаем копать глубже, обращаясь к критическому анализу в поисках истинного способа существования вещей, факты, выявленные нами в ходе такого анализа, и составят высшую истину. Высшая истина, окончательная природа вещей, таким образом, не является каким-то независимым, самодостаточным Абсолютом — неким возвышенным идеалом. Скорее под этим термином понимается окончательная природа конкретной вещи, или явления. Конкретная вещь (основа) и истинный способ ее существования (ее высшая природа) составляют одну и ту же сущность. Таким образом, хотя области применения, или характеристики, этих двух истин определяются как различные, они описывают одну и ту же действительность. Во всех явлениях, какими бы они ни были, есть аспекты каждой из этих двух истин.
— Далай-лама. Из книги Срединный путь. Комментарий к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны
Приобрести книгу вы можете в магазине «Нартанг» https://narthang.ru/search?q=срединный+путь
Два уровня реальности в буддизме
17 февраля 202317 фев 2023
124
4 мин
2