Собрали мнения урбанистов из Новосибирска, Красноярска, Томска и Иркутска
Представим себе типичный железнодорожный вокзал в одном из городов Сибири: какой он? Удобно ли до него добираться на такси или автобусе, долго ли проходить линию досмотра, есть ли комфортные места в зале ожидания, дрогнет ли рука из-за тяжелого чемодана и отсутствия лифтов, пандусов и экскалаторов? Урбанисты из Новосибирска, Томска, Иркутска и Красноярска специально для сайта «Сибирь работает» присмотрелись к собственным ж/д вокзалам и указали на их несовершенства, ведь признание проблемы — уже шаг к ее решению.
Новосибирск: «Запутанные пешеходные маршруты, обилие лестниц, а также тяжелые деревянные двери на входе»
- Общая площадь здания вокзала — более 30 000 м², единовременная вместимость — 4 000 пассажиров;
- Количество отправленных пассажиров со всех станций Западно-Сибирской железной дороги за 2022 год: 38 928 000 человек;
- Из них — 34 588 000 пассажиров пригородного сообщения, 4 340 000 — дальнего следования;
- Расстояние от вокзала до Москвы: 3226 км.
К сожалению, Новосибирский вокзал последовательно ухудшался еще с его первого эскизного проекта. Так, в проекте архитектора Волошинова 1930 года у вокзала предполагался большой конкорс над путями с лестницами вниз, залом ожидания и прямым одноуровневым выходом в город. Но от этого передового — даже по современным меркам — решения отказались при переработке проекта, убрав конкорс (от которого остался только главный зал с большой аркой), заменив его узкой галерей и подземным переходом. Главная идея первоначального проекта — кратчайшая связь путей с городом — была утеряна.
Дмитрий Кречетов, общественный активист
У Новосибирского вокзала — большие площади и богатая история. Общественный активист Дмитрий Кречетов рассказал, какие смыслы изначально закладывали в его строительство, и что в итоге новосибирцы, которые решили на поезде добраться до нужной точки на карте, имеют сейчас.
— В дальнейшем функциональность вокзала только ухудшалась. В 80-е была ликвидирована подводящая к вокзалу трамвайная линия, а автобусную остановку унесли подальше от главного входа, заодно снеся на привокзальной площади последние деревья, превратив её в неуютную забетонированную площадку. При строительстве метро прямой выход на вокзал не сделали (хотя с открытием нового пригородного вокзала в нулевых это частично исправили). А новый федеральный закон о транспортной безопасности с обязательными рамками и контролем лишил последней возможности быстрого перемещения между городом и вокзалом, а также прямой пересадки между поездами дальнего следования и пригородными. Теперь для этого требуется пройти более 500 метров и три пункта контроля, даже если электричка стоит в 10 метрах на соседнем пути.
Исправлять эти недостатки долго и непросто. В настоящее время вокзал — выявленный ОКН (Объект культурного наследия — ред.), и я затрудняюсь ответить, насколько реально встроить в него хотя бы лифты. Думаю, городу нужно сконцентрироваться на приведении в порядок и благоустройство привокзальной площади, а также организации на ней удобного современного транспортно-пересадочного узла на другие виды транспорта.
— Ключевая проблема, которая поджидает гостя города или новосибирца внутри самого вокзала — это неочевидные запутанные пешеходные маршруты, обилие лестниц, а также тяжелые деревянные двери. Сейчас ситуация усложнилась пунктами досмотра (хотя справедливости ради — я ни разу не сталкивался со сколь-либо существенными задержками из-за них, так что это не ключевая проблема).
Глобально это исправить невозможно без кардинальной перестройки здания. Наверное, наилучшим компромиссным решением было бы построить вторую галерею, удовлетворяющую современным требованиям доступности — то есть более широкую и с лифтами. Нынешняя галерея — это самая неудобная и проблемная часть вокзала, но раз уж её нельзя перестроить, то, наверное, можно хотя бы продублировать.
Разбор еще трех сибирских вокзалов читайте на сайте «Сибирь работает».
Автор: Анастасия Гнедчик