Предыдущая часть:
Большинство или все иконографические идеи Халса могли быть почерпнуты им в Харлеме из гравюр, различной литературы (такой как, например, книги эмблем, которые представляли собой сборники символических изображений с комментариями в стихах и прозе) или у других художников.
Эта была обычная практика и принятая традиция обучения, существовавшая среди всех самых знаменитых мастеров города — Мартена ван Хемскерка (1498-1574), гравера Дирка Волькертсена Коорнхерта (1522-1590) и его ученика Хендрика Гольциуса (1558–1617), а также Карела ван Мандера (1548-1606) и других.
Известным примером такого подражания может послужить картина Халса 1622 года "Портрет супружеской пары".
Американский искусствовед Сеймур Слайв предполагает, что "аспекты его иконографической программы" могли быть заимствованы из Автопортрета Рубенса с Изабеллой Брант 1609–1610 годов.
Но если Халс увидел эту картину в Антверпене (в собственном доме Рубенса), "он, должно быть, твердо знал, что никто и никогда не обвинит его в плагиате" этой легко доступной и известной работы.
На самом деле, подобные композиции уже использовалась в других работах Рубенса (и нескольких работах Йорданса), и если бы кто-нибудь в то время из критиков заметил эту связь, они скорее поздравили бы его, чем обвинили Халса в подражании Рубенсу.
И именно за этим (для изучения произведений искусства в культурной столице Нидерландов) Халс отправился в Антверпен в 1616 году. Возможно, что он бывал там и раньше, но учитывая скудость документов, датированных до 31 мая 1615 года (когда была похоронена его жена), точно сказать об этом невозможно.
Художник только что завершил свой первый крупный проект ("Офицеры гражданской гвардии Святого Георгия, Харлем"). И, вероятно, именно он принес ему достаточно денег, чтобы отправиться в путешествие, оставив детей на няню и временно отложив другие заработки.
Через три месяца после своего возвращения в Харлем, 12 февраля 1617 года, Халс женился на Лизбет Рейнирсдр, которая родила художнику одиннадцать детей. С тех пор он редко покидал город.
Рубенс (1577-1640), имея колоссальное влияние на харлемских художников, сам дополнительно подогревал к себе ещё больший интерес, заглядывая в Харлем в поисках талантов — опытных граверов для своих рисунков (находя их там в больших количествах).
И даже такие художественные мэтры Харлема как Хендрик Гольциус (1558–1617) попадали под его влияние (что заметно на его картинах в период с 1613 по 1616 год).
Чего уж говорить о Халсе (несмотря на то, что Рубенс был всего на 5 лет старше него).
Но в отличие от других художников молодого поколения Харлема, Халс никогда не специализировался на исторических картинах.
Возможно, вследствие этого влияние Рубенса в творчестве Халса не очень ясно, если не считать некоторых довольно общих качеств композиции и исполнения.
Продолжение: