Не помню, когда я испытывала такое эстетическое удовольствие от увиденного! Эта экскурсия меня потрясла!
Я не большой любитель оперы-балета, а потому формат экскурсии - то, что мне надо, чтобы увидеть воочию изнутри здание Филармонии, доступное только для посетителей. Как бонус: масса интересной информации!
Здание Филармонии, или как его издавна называют "Курзал" - одно из первых грандиозных сооружений в Кисловодске, было построено в 1895 году. Филармония должна была привлечь внимание курортной публики, "тусующейся" в основном в Пятигорске.
Курзал - значит "Курортный зал", строился как грандиозный развлекательный комплекс, куда помимо концертного зала входили ресторан, библиотека, дансинг, где учили танцам, цветники, летняя эстрада и даже детская площадка.
Инициатором строительства был дирижер, директор Московской консерватории и председатель Московского отделения Русского Музыкального общества - Василий Ильич Сафонов.
Курзал стал центром театральной и музыкальной жизни на КМВ. Каждый приезжающий в Кисловодск был поражен величественным зданием, закрепившим за Кисловодском звание самого красивого курорта Империи.
Вестибюль Курзала сразу настраивает на нужный лад. Потолки с лепниной, ажурные лестницы, торжественные люстры. Посередине холла стоит деревянная будочка, которая раньше была кассой.
Экскурсия началась сразу с посещения большого концертного зала имени Сафонова - того самого, исторического. Когда я вошла в зал и увидела это богатство, у меня отвисла челюсть.
Все расселись по креслам, чтобы слушать экскурсовода - и я тоже, но на месте мне не сиделось. Я вертелась во все стороны и буквально "поедала" глазами каждую деталь. А посмотреть было на что!
Мне кажется, весь следующий час я могла бы дальше не ходить по залам, а просто остаться здесь - любоваться и наслаждаться тишиной. Волшебный свет, лепнина по всему залу, чугунные колонны, поддерживающие балкон...
Ни один элемент здесь не выполнен "просто так": каждая мелочь в оформлении несёт свой смысл. Мне понравилось в этом зале - не то слово!
Зал сохранил свой исторический шарм. Конечно, были переделки и реконструкции, а в некоторых случаях даже улучшения. Например, лепнину над сценой украсили сусальным золотом при реставрации, и она заиграла новыми торжественными красками.
Красные шикарные кресла - это новодел, но они, безусловно, очень украшают зал; они гораздо интереснее и "богаче" своих дореволюционных предшественников.
В музее сохранились пара таких подлинных кресел с номерами - сидения нумеровались сплошняком, без разбивки по рядам. Те, что стояли ближе к сцене (для тех, кто побогаче), были обиты мягким бархатом, а для публики попроще - обычный деревянный стул.
Историческая люстра, обманчиво кажущаяся лёгкой и невесомой, с самого момента постройки Курзала была электрической. Специально для питания этой люстры рядом была построена электростанция - больше электрических светильников в Курзале не было.
Следующий зал - имени любимого ученика Сафонова, Александра Николаевича Скрябина - был построен уже в советское время, в 1972 году. Его интерьер, конечно, ни в какое сравнение не идёт с историческим. Этот зал предназначен для выступлений Симфонического оркестра и органных концертов.
Что я могу сказать про орган... Если честно, я считаю, что орган надо слушать в какой-нибудь лютеранской кирхе - со сводами, воздухом и проникновенной атмосферой, чтоб до мурашек! В зале советской постройки, в котором орган зажат в нише и подпирает потолок, никак нельзя его слушать!
Я знаю, о чем говорю: я была на органном концерте в лютеранском соборе в Москве и была в Ессентуках, где орган расположили прямо в холле (даже не в зале). По звучанию и восприятию - небо и земля! Поэтому органный зал Филармонии оставил меня равнодушной, придти сюда на концерт совсем не захотелось. Для сравнения несколько фото:
В фойе Курзала некогда располагались рестораны для развлечения публики в антрактах, которые длились час-полтора. Сейчас их используют как камерные концертные залы для музыкальных вечеров, как выставочные залы.
В одном из фойе, бывшем рыбном зале ресторана "Курзал", сохранилась "морская" отделка интерьера, что вызывает удивление и восхищение от неожиданности. По соседству с этим залом находится, как ни странно, современный буфет, ароматизирующий храм музыки неприятным столовским запахом.
Еще один концертный зал, совсем небольшой и совсем не торжественный, был украшен витринами с музыкальными инструментами и настоящими дореволюционными афишами, сильно потёртыми - а потому живыми и дышащими историей.
Раритет этого зала - белый рояль Bluthner 1914 года, на котором по сей день исполняют произведения великих композиторов. И хотя он не лоснится лаком и краска местами потрескалась, этот старичок всё ещё в строю.
Экскурсия продолжилась в музейных комнатах Филармонии. Первая посвящена истории Курзала, вторая - биографии, творческому пути и судьбе основателя Филармонии, Василия Ильича Сафонова. Здесь много подлинных документов, фотографий, автографов.
А по центру зала стоит еще один раритет - черный рояль Becker 1888 года. К сожалению, на нём уже не играют, но он с порога привлекает внимание: своим массивным размером и хрустальной крышкой (частично заменена на стекло), под которой видно необычную и интересную "начинку" старинного инструмента.
Мне безумно понравилась экскурсия по Филармонии! Экскурсовод очень живо, бодро и грамотно подавала информацию - её было столько, что трудно было запомнить всё и сразу. А потому на выходе я не удержалась и купила альбом, выпущенный к 120-летнему юбилею Филармонии: всего за 200 рублей я получила качественное глянцевое издание с яркими фотографиями, широко освещенной историей Курзала и подробным рассказом о Василии Ильиче Сафонове и его семье. Отличный сувенир на память об этом замечательном дне!
Не пожалейте денег на эту увлекательную экскурсию. Честное слово! Я долго сомневалась, идти или не идти, но в итоге осталась такой довольной, что после экскурсии даже не готова была сразу ехать в Пятигорск - мне нужно было погулять там где-то рядом и осмыслить все свои впечатления.