Найти в Дзене
Истории

Как я была бизнесменшей

А вот казалось бы, ну что мешает олигархам самим заняться распределением своих денег так, чтобы обычные люди, ну, уж хотя бы, не голодали и не были бездомными. На всякий случай. Это не синекура и не утопия.
В мире уже построено столько жилья, что оно с лихвой перекрывает количество бездомных. Доходит до идиотизма — девелоперы построенное, но не проданное жилье просто рушат. Целыми жилыми комплексами.
В мире ежедневно выбрасывается столько еды, что ее гниение выделяет в атмосферу 15% углекислого газа от всего объема. Больше, чем действующие вулканы. Привет, Грета!* То есть, дать дома бездомным и накормить голодных не будет стоить человечеству никаких дополнительных усилий. Единственный затык, что обычные люди неспособны на такие подвиги — нет у обычного человека столько денег, чтобы купить квартиру какому-нибудь бездомному — тут бы со своей ипотекой разобраться. А вот какой-нибудь Потанин или Безос — очень даже способны решить эту проблему.
А уж если объединятся все эти мега-буратин

А вот казалось бы, ну что мешает олигархам самим заняться распределением своих денег так, чтобы обычные люди, ну, уж хотя бы, не голодали и не были бездомными.

На всякий случай. Это не синекура и не утопия.
В мире уже построено столько жилья, что оно с лихвой перекрывает количество бездомных. Доходит до идиотизма — девелоперы построенное, но не проданное жилье просто рушат. Целыми жилыми комплексами.
В мире ежедневно выбрасывается столько еды, что ее гниение выделяет в атмосферу 15% углекислого газа от всего объема. Больше, чем действующие вулканы. Привет, Грета!*

То есть, дать дома бездомным и накормить голодных не будет стоить человечеству никаких дополнительных усилий. Единственный затык, что обычные люди неспособны на такие подвиги — нет у обычного человека столько денег, чтобы купить квартиру какому-нибудь бездомному — тут бы со своей ипотекой разобраться.

А вот какой-нибудь Потанин или Безос — очень даже способны решить эту проблему.
А уж если объединятся все эти мега-буратинки, так и подавно, можно будет уже строить города хоть на Луне.

Но капиталисты почему-то очень тупые. Сидят на деньгах и греют на них свою *опу, попутно раскаляя добела ненависть к ним у окружающего человечества и тем самым провоцируя безостановочно забастовки, стачки, вооруженные восстания и революционные ситуации, которые, в итоге, грозят закончиться сменой общественно-экономической формации.

То есть, ну, я бы на их месте, чисто из самосохранения, все-таки попробовала решить действительно тяжелые человеческие беды. Им все равно не нужно столько денег — ну не съест же тот же Маск или Абрамович пять тысяч обедов за раз. Даже если эти обеды будут состоять из одной только черной икры. Да и триста яхт или пятьсот вилл ему нахрен не нужны. А даже если нужны и они эти виллы-яхты приобретут, то денег у них у них останется ровно столько же, сколько было до.

Потому что мы с вами (ну, я так точно) представить себе не можем, что такое даже один миллиард долларов. А уже десять-двадцать-сто миллиардов — это совершенно космическое количество денег. Которые все время прибавляются и все время просто тупо лежат.

***

В связи с этой капиталистической тупостью мне вспомнилась история о том, как я пошла в бизнес.

Я всегда мечтала заняться бизнесом. Почему-то в моей голове, загаженной разными инфоцыганскими книжонками про успешный успех, типа книжек Роберта Кийосаки, была полная уверенность, что стоит только мне найти денег, оборудовать какой-нибудь небольшой бизнес, например, салон красоты, нанять туда девчонок — и все, можно больше вообще не париться ни о чем в жизни.
Главное — не забыть купить лопату. Для денег, да.

И вот, однажды, мне выпал шанс. Один мой заказчик, довольно богатый дядька, которому я проектировала виллу (за которую он мне так и не заплатил целиком, кстати), пришел ко мне с несчастным видом и печальным рассказом. Мол, есть у него помещение, оно стоит, простаивает, а он не знает, что бы в нем сделать. То есть, он даже готов и денег вложить. Просто вот ну ничего на ум не приходит.

Я, как хорошая охотничья собака, почуяла добычу, задрала нос по ветру и подняла переднюю лапку. С горящими глазами и во всю силу отпущенной мне пассионарности, принялась ему рассказывать, как классно было бы открыть салон красоты. Вложений там надо тысяч 45-50 долларов, да хорошего управляющего (тут я потупила глаза и раскраснелась) — и можно не париться вообще.

Он сказал, что идея хорошая, и спросил, не возьмусь ли я за такое отличное дело. Тем более, раз я вообще в теме (ну, я была действительно в теме, потому что, до своего поступления в архитектурный, несколько лет проработала парикмахером и с внутренней кухней данного вида деятельности была, в общем, вполне себе знакома).

Я зарделась еще больше и только молча кивнула, боясь расплескать восторг и ощущение свершившегося чуда. Такая удача! Такой шанс! Ну все, жизнь удалась.

***

Я думала, что дело будет обстоять так: мы будем кем-то вроде равноправных партнеров — с них помещение и деньги на оборудование, с меня — обустройство и последующее управление. То есть, они поставят меня управляющей, выделят мне 50% от дохода и я буду управлять изо всех своих сил. Начну с оборудования и ремонта салона и затем продолжу свое триумфальное шествие к обеспеченному будущему. Такое вот благорастворение и справедливость.

Однако, все сразу пошло не так: эти господа (дед и его зять) завили, что это я плачу им ежемесячно строго определенную сумму денег. Такая, знаете, аренда. Но хоть денег они на оборудование салона дадут. Правда не пятьдесят тысяч, а двадцать пять.

Я вроде бы подозревала, что мне пытаются впарить отнюдь не бутерброд с икрой, а куда более вонючую и менее съедобную субстанцию. Но с загаженными дурацким идеализмом мозгами, я все равно согласилась. Мне всерьез казалось, что как только я выйду из налоговой со свежевыданной мне корочкой ИП, вселенная сразу обернется ко мне совсем не задом и как начнет поливать меня из рога изобилия.

***

Чуда, понятно, не произошло.

Денег на оборудование и ремонт салона катастрофически не хватало. Я еле выпросила у владельца помещения еще пять тысяч долларов. Больше он не дал ни копейки.

Потом я никак не могла найти нормальных мастеров. Они приходили, смотрели на бедненький, да к тому же, совсем новый салон и уходили — место на вид не пафосное, не насиженное, пока еще раскачается, бог знает сколько времени пройдет.

Нашла я, конечно, с полдюжины девчонок, но, если говорить честно, мастера они были далеко не самые лучшие. В итоге, дошло до того, что мне, профессиональному архитектору пришлось самой встать к креслу и вспомнить свои навыки барбера и колориста.

***

А вот еще какая неожиданность выяснилась в процессе.

В качестве начальника я постоянно чувствовала себя очень одинокой —нормальные подчиненные пытались отмежеваться от меня, соблюдая субординацию, ну а, до кучи, я и сама еще держала дистанцию — потому что проявилось неприятное: любой, кто хотел ко мне приблизиться, оказывался или льстецом, или сплетницей, или пытался что-то у меня выкружить для себя хитростью и этой фальшивой дружбой.

К тому же, как начальник, я оказалась излишне совестливой и жалостливой.

Приходит в салон старушка или старик — ну как я могу взять с них деньги? У них же такие нищенские пенсии. Никак.

Девочка опаздывает на работу. Вот как ее оштрафуешь? У нее же двое маленьких детей — пока она их в садик отведет, пока доедет. Никак.

Другая девочка накосячила со стрижкой? Ну как я с клиента деньги возьму за этот ужас? Никак. Да и девочку тоже никак не накажу, потому что денег у нее и так нет, и вообще я сама виновата, что взяла ее работать, понадеявшись, что она у меня быстро всему научится.

Косметолог просит занять кабинет не на проценты, а в аренду — и аренду по ее словам может платить только совсем копеечную? Но она же такой хороший косметолог, вот как ей такую свинью подкладывать и сдирать с нее денег больше, чем она может заплатить? Никак.

***

Потом пошли косяком проверяющие органы малого таза — всякие там налоговые, санэпид, пожарники. И все просили мзду.
Одна мадам из санэпидстанции так и сказала: если я не заплачу, она найдет у меня в салоне все что угодно, вплоть до сибирской язвы, холеры и чумы.
А налоговики вообще ходили как к себе домой с требованием дать денег, несмотря на всю бухгалтерию, которую я вела максимально открыто (ну а чего скрывать, если на упрощенке в Казахстане ты платишь всего 3%?)

Вот тогда я поняла, что все эти проверяющие органы — это официально устроенные бандиты на государственном кормлении. И ничего с этим не поделать.

***

Но это все были цветочки по сравнению с тем адом, что мне устроили хозяева помещения.

Мне казалось, они вменяемые люди и понимают, что новый салон не может просто выдавать денег сразу много. К тому же я исследовала стоимость аренды других салонов такой же приблизительно площади. И им тоже скинула цены. А мне сразу приказали платить вдвое больше. Я встретилась с ними, объяснила, что это нереально. Предложила им сами проверить, что такое новый салон — пригласила прийти и провести в салоне вместе со мной хотя бы пару недель — просто чтобы подсчитать количество клиентов.

Они отказались пойти на эксперимент, но цену аренды все же снизили до относительно вменяемой. Ее я тоже на тот момент не тянула, но хотя бы понимала, что если параллельно займусь еще и своим прямым делом — проектированием, то уж как-нибудь вытяну.

А потом началось. Как только я пару месяцев платила аренду без задержек — они тут же ее поднимали. Я со стоном и внутренним содроганием взваливала на себя еще больше работы, постоянно искала мастеров и клиентов в салон и заказчиков проектов себе. Сама же потом днем стояла у кресла, а вечером (и, порой, ночью) проектировала. И так продолжалось очень долго. Несколько лет. Если точнее, четыре с половиной года.

А они все поднимали и поднимали цену. Цена аренды от изначальной выросла к тому времени в три раза.

***

А чего я все не бросила, вы спросите?

А меня запугивали. Владельцы помещения приходили в салон с бодрого вида братками и периодически предупреждали шипящим змеиным тоном, что если я не заплачу или попробую свинтить, меня встретят — и потом родные найдут мою тушку под каким-нибудь кустом.

В итоге они оборзели настолько, что стали требовать не только аренду, а еще и вернуть им деньги, которые они выдали на оборудование салона. Их салона. Их помещения. За их оборудование. Которое я при всем желании не смогла бы унести из салона. Да и не собиралась уносить. К тому времени я распрощалась со всеми своими идеями относительно моего безоблачного обеспеченного будущего, со всеми своими идиотскими фантазиями о себе — прекрасной бизнесвуман, и только и думала, как бы мне уже соскочить с этого бесконечного кошмарного счетчика.

***

В конце концов у меня сорвало крышу. В очередной раз пришел этот старый штопаный презерватив со своей командой гопоты и начал угрожать, требуя в очередной раз еще больше денег. Я поняла, что терять мне нечего — мне уже похеру, что они собираются со мной делать. Поэтому сказала, пусть забирают свой сраный салон — я больше не собираюсь быть в нем хуже чем рабыней: рабам хотя бы дают еду и крышу над головой, а мне еще и самой приходилось наскребать денег проектированием, чтобы все до копейки отдавать эти уродам.

Они начали орать, угрожать, пытались даже замахиваться. Но я настолько была неадекватной в тот момент, что вряд ли испугалась бы даже наведенного на меня пистолета. А уж их криков и попыток меня ударить я не боялась вовсе. Наоборот, напал какой-то безбашенный дикий кураж.

Один их хранителей этого козлиного тела кинулся на меня, а я чуть не ткнула ему пальцем в глаз. А когда он от неожиданности отскочил, схватила со стола офисные ножницы, развернулась к этой толпе и предупредила, что если кто-то ко мне подойдет — мне плевать, они меня убьют или посадят менты — я просто причиню столько боли и увечий каждому из них, сколько смогу.

Наверное, вид у меня действительно был дикий, и они отступили. Старый пердун еще пытался что-то вякать — я подошла к нему вплотную — и он заткнулся. Что тогда даже не удивило и на что я даже не обратила внимания сразу, а осознала только потом, ретроспективно — а ведь братки не побежали спасать своего работодателя от совершенно явно взбесившейся меня.

Затем я взяла свою сумку, вышла из салона и больше никогда туда не возвращалась. Мне потом еще звонили один раз с угрозами — я сказала, что мне плевать. Я никому ничего не должна. Все оборудование осталось в салоне, а денег я заплатила столько, что другие подобные арендодатели меня на руках бы носили.

***

Салон у них, конечно, быстро захирел. Буквально за пару месяцев.
А я успокоилась и жизнь наладилась.

Все это закончилось десять лет назад.
Зато теперь я знаю точно: я никогда в жизни не начну никакой бизнес в арендованном помещении. Пока не будет своей коммерческой недвижимости — не будет и никаких попыток стать полноценным буржуем. Да и наелась я, откровенно говоря, всего этого капиталистического гуано выше крыши.

***

Мне вот интересно только одно: ну что же эти уроды были такие тупые? Зачем они меня додушили до того, что у меня сорвало крышу, и на этой волне я послала их нахер. Ну не душили бы они меня запредельной арендой, не запугивали, а дали бы мне зарабатывать спокойно — не только им, но и себе — без всякой потогонки и вечного стресса, я, вполне возможно, до сих пор управляла бы тем салоном. И им бы шли деньги. А так салон сдох десять лет назад и больше там вообще ничего не было. А вскоре еще и цены на недвижимость провалились примерно на дно. Вот стоило оно того?

Почему вообще буржуи такие тупые? Почему ради сиюминутной выгоды они согласны пойти на какие угодно преступления, но не могут раскинуть мозгами и представить: а что будет через год, через два, через четыре с половиной года такого бандитского, разбойного, грабительского поведения?

***

И ладно эти мелкие бандиты.
А тот же Баффет или Дерипаска?

Вот почему они сосут из народов деньги и ресурсы, и не думают, что эти самые народы однажды съедут с катушек от тяжелой жизни, от бездомности, безработицы, недоедания, отсутствия доступа к нормальной медицине, от нищенских пенсий, тяжелого труда и не менее нищенских зарплат, от постоянно растущих на все цен, от кредитно-ипотечного рабства и от вечного, неизбывного стресса и тревоги — и снесут их к чертям, отобрав у них все их десятки и сотни миллиардов.

Не проще ли сейчас позаботиться о людях и спать спокойно? Тем более, что эта забота не будет стоить им никаких великих трудов и даже особых трат.

Но, видимо, все буржуи, неважно какого уровня дохода, слишком тупые. Не понимают, что не спасут их ни знакомства с власть предержащими, ни армии, государственные и частные, ни полиция, ни все их деньги.

Потому что есть одна огромная сила, с которой не могли тягаться ни древние фараоны, ни абсолютные монархи средневековья, ни богатейшие олигархи, ни самые сильные президенты. Эта сила называется народный гнев. Всегда однажды наступает такой момент, когда эта сила становится совершенно неуправляемой. И меняет историю, снося в ад всех, кто народ разозлил и довел.

_______________________________________

*В комментарии кинула ссылку, откуда я узнала про гниющую сотнями тонн еду и про то, что построенного жилья в мире уже больше, чем бездомных.

______________________________________

Еще почитать:
Марксистка Ира и буржуй-шеф
Позитивное мышление — отстой
Про трактора, компы и комиссаров в буденовках
Дизайн интерьера хрущевки

Подписаться на канал