У каждого из нас есть свой привычный способ воспринимать реальность. Большая часть информации поступает в наш мозг визуальным способом, и этот канал очень перегружен. Обратите внимание как много времени вы что-то читаете, смотрите, ориентируетесь с помощью зрения на дороге, и т.д. Глаза работают как "фонарь" - посылают в наш мозг все, что оказывается в их поле зрения, заставляя распознавать, анализировать и запоминать все до мельчайших деталей. И "выключить" зрительные рецепторы можно только в полной темноте.
А теперь - творческий эксперимент. Ровно на 10 минут "выключите" ваш всевидящий фонарь (завяжите глаза с помощью шарфа, например) и поочередно возьмите в руки три предмета, которыми пользуетесь чаще всего (например, чайная кружка, смартфон и очки). Задача - с помощью рецепторов на кончиках ваших пальцев медленно и детально изучить каждый предмет, и про себя (а можно и вслух) проговорить его свойства (холодный, скругленный, шершавый, гладкий, изогнутый, пластиковый, металлический, подвижный, и т. д.).
После того, как каждый предмет получил такое описание, выберите один из них, которым вы пользуетесь чаще других (повязку не снимаем), возьмите его в руки, а руки поместите перед собой.
А теперь все так же, не снимая повязки, попытайтесь мысленно раскрасить этот предмет в любой другой цвет: желательно в один, но в какой-нибудь яркий - красный, синий, желтый, зеленый...
Получается? А теперь на несколько секунд задержите в сознании образ этого предмета в другом цвете, а затем резко снимите повязку с глаз.
Обратите внимание как теперь выглядит знакомый вам предмет.
Как он изменился?
Правда ли, что теперь он немного другого цвета?
Как быстро этот предмет снова стал привычным и вернулся к прежнему цвету?
Это упражнение хорошо иллюстрирует способность нашего мозга "проецировать" воображаемую картинку на реальный объект в случае нехватки информации о нем.
Так как тактильная информация (вы ощупали несколько предметов, не видя их) неполноценна, мозг можно легко заставить "дорисовывать", а также изменить визульные свойства объекта. Например, его цвет.
А когда визуальный образ и реальный объект вдруг соединяются - вы видите "следы" такой творческой проекции, например, оттенок или цветовую "ауру" (красный предмет может на мгновение показаться зеленым, синий - желтым, и так далее).
Так что же получается? Ведь если даже хорошо знакомые предметы наш мозг за считанные мгновения может изменить до неузнаваемости, "перекрасить", представьте себе как много таких проекций рождается у нас по отношению к незнакомым местам и, особенно, к людям! Их характерам, мотивам, действиям, отношению к нам.
Такое творческое отношение к действительности, данное нам всем от природы, - и благо, и наказание, особенно если эти проекции не проверять.
О том, как верифицировать реальность в отношениях с близкими и снимать чужие проекции с себя - в следующих моих статьях.
Иллюстрации: нейросеть Kandinsky 2.0
Автор: Тушкова Екатерина Сергеевна
Специалист (психолог), Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru