Найти тему

Жертвы автоматизации. Медицинская документация

На пенсию я уходила пафосно, сшила футболку с принтами Статуи Свободы, четыре штуки по периметру: на груди, спине и на рукавах. В плей-листе была композиция Кипелова «Я свободен!» и последний аккорд «Симфония №9» Бетховена. Со словами: «Я больше не буду даже думать об этом!» – закрыла для себя тему «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении».

Бред шизофреников, сказки изменивших мужей и, наконец, дорама «Легенда синего моря» (сериал 2016 – 2017) с русалками и моим любимым актером Ли Мин Хо (как без него в этом блоге) в главной роли – это шедевры логики и здравого смысла, в сравнении с документооборотом. Ли Мин Хо с русалками более реален, чем планы автоматизации процессов обмена информацией в Российской Федерации.

P.S. Написала, опубликовала статью, перечитала... поняла, что нужно добавить иллюстраций для полноты картины. Народное творчество, как нельзя лучше, иллюстрирует разрыв между реальностью и объяснением провалов автоматизации в РФ. Примерно такой же набор аргументов для оправдания очередного внедрения (какой полисемичный термин... е-мое...) какого-нибудь новшества.

Намедни сети принесли прекрасное. «В Минздраве решили нагрузить участковых врачей ещё большим объемом заполняемой документации». Стало интересно, может за четыре года чего-то в стране поменялось.

По ссылкам, как по хлебным крошкам, добралась до первоисточника на ресурсе https://regulation.gov.ru. Открываем, читаем... 17 листов документа, описание состояния дел на участке: что было, что будет, чем сердце успокоится... Откуда берутся данные для этого документа? Это истории болезни пациентов: обращения, диагнозы, назначения и направления. Если есть информация в историях болезней, значит сформировать такой журнал 5-10 минут (на пределе), распечатать и подшить еще 10, включая время, потраченное на поиск папки, дырокола и скоросшивателя. Стоит ли потратить раз в год 20 минут на то, чтобы увидеть общую картину происходящего? Наверное стоит.

Более того, такой документ важен при передаче дел. Например, когда врач уходит в отпуск, на больничный или увольняется. Следующий специалист будет иметь общее представление о том, что происходит на участке. ... и начальство должно быть информировано о состоянии дел на подведомственных территориях, премию правильно распределить в соответствии с проделанной работой... мало ли какие мысли могут возникнуть в вышестоящих головах.

Тем не менее, в заголовке статьи всплыло стандартное: «решили нагрузить». Отчего такое отторжение? Ответ на поверхности, «шли годы», а ничего не меняется, свежие (2022 года) данные.

Среди профессиональных проблем, врачи наиболее часто называли:

  • повышенную нагрузку, «не позволяющую оказывать внимание пациентам и отбивающую желание совершенствовать свои навыки» (69,3%);
  • проблемы с материально-техническим обеспечением (68,5%);
  • забюрократизированность (67,90%).

Отличные комментарии к этим цифрам можно найти в материале RT «Занимаются не пациентами, а бумагами: почему российские врачи тратят половину рабочего времени на бюрократию» – это лучший обзор, который мне встречался в последнее время.

РИА Новости © Илья Питалев (иллюстрация к статье «Занимаются не пациентами, а бумагами: почему российские врачи тратят половину рабочего времени на бюрократию»)
РИА Новости © Илья Питалев (иллюстрация к статье «Занимаются не пациентами, а бумагами: почему российские врачи тратят половину рабочего времени на бюрократию»)

Решить техническую проблему ввода и обработки данных медицинских карточек не представляет никакого труда. Вообще... Документация – это реляционные базы данных, большей частью текст. Видео- и аудио- материалы исследований – это такой незначительный объем информации в сравнении с тем, что обрабатывают современные ресурсы (социальные сети, стриминговые платформы, банковские системы), что говорить о скорости обработки просто смешно.

Так в чем же дело? Ответ находится там же, в статье RT.

«Задача в том, чтобы врач, к которому направили больного, мог зайти в единую базу, ввести данные пациента и увидеть полную историю его болезни: как и кто его лечил, какие жалобы были и т. д. То есть вопрос не просто в сокращении документооборота, а в том, чтобы избавиться от бессмысленной информации».
Согласно исследованию, 84,14% медработников регулярно используют компьютер в повседневной работе, однако 17% опрошенных не имеют доступа в интернет. У 57% респондентов рабочий компьютер подключён к медицинской информационной системе (МИС).

Я не знаю, что делается в системе МИС, насколько она хороша и не представляю, на что она способна. Но эта система будет вечным ярмом на шее для тех 57%, что подключены к ней. По одной простой причине: они будут выполнять работу за себя и «за того парня» (43%), которых нет в этой системе.

Закон жанра, автоматизировать можно либо локальные процессы, либо полностью весь процесс, иначе получаем «Тут читать, тут не читать, а тут рыбу заворачиваем»...

Только при полной автоматизации ввода медицинской информации можно говорить о снижении нагрузки на врача, только так можно добиться максимальной эффективности и вести речь каких-то регламентах для системы: скорость доступа, устойчивость, время обработки. Например, поставить условие, чтобы заполнение карточки занимало 2-3 минуты.

Это большой проект, но в большие проекты можно привлечь грамотных специалистов: архитекторов баз данных, специалистов по ИИ, разработчиков интерфейсов. Мелкие конторы, которые сейчас повсеместно занимаются автоматизацией медицинских учреждений не справляются (и не справятся) с такой задачей.

Два Министерства: Минздрав России и Минцифры России, по идее, должны решить эту проблему... в такой ситуации верующие идут в церковь и ставят свечки. Я атеист, остается только посочувсвовать тем людям, которым приходится заполнять «Паспорт врачебного участка». В очередной раз можно слушать истории о провале автоматизации процессов в стиле «бахнули по чуть-чуть...».