Найти тему
Новый учитель

Как преодолеть неравенство в образовании? Рассказываем о резильентных школах

Оглавление

На неравенство в образовании влияют разные стартовые условия у детей в регионах. В этом материале поговорим о том, как школы существуют в сложном социальном контексте, что такое резильентность и кто влияет на успеваемость учеников.

Причины неравенства и резильентность

Социально-экономическое положение семьи и уровень знаний ребёнка коррелируют: учащиеся с низким статусом в среднем отстают от более «благополучных» одноклассников на три класса. Если у родителей есть высшее образование, то и уровень знаний их детей заметно выше. Но разве дети, рождённые в семье с менее благополучным статусом, обречены иметь низкий уровень знаний?

Нет. Тут мы знакомимся с понятием «резильентность»: это способность человека адаптироваться к условиям, которые угрожают его функционированию и позитивному развитию.

Когда дети оказываются в подобных условиях, некоторые всё равно демонстрируют отличные учебные достижения. В этом случае речь идёт об академической резильентности — способности преуспеть в учёбе, несмотря на социальные барьеры.

Эффективная система образования должна работать на то, чтобы увеличивать количество резильентных детей. Для этого в школах разных регионов нужен хороший педагогический коллектив и современные методы преподавания. Ученикам должно быть интересно принимать участие в академических активностях, проводить время в школе, узнавать новое и общаться с одноклассниками.

Что такое резильентная школа?

В школах с низким социально-экономическим индексом достаточно много детей из семей с низким уровнем образования, живущих в неблагополучных условиях или плохо знающих русский язык. Обычно их академические результаты низкие.

Неуспех таких школ можно объяснить несколькими причинами:

  • Не хватает учителей,
  • Не хватает финансирования,
  • Очень жёсткий контроль, бумажная работа, отчётность,
  • У родителей нет запроса на образование своих детей.

Но есть и школы, которые проходят через те же трудности, достигая достаточно высоких результатов. Такие школы называются резильентными.

Чем отличаются неуспешные школы от резильентных?

Есть несколько критериев, по которым можно сравнить неуспешные сдавшиеся школы и сопротивляющиеся резильентные школы. Стартовые условия у этих школ одинаковые, но успеваемость — разная.

В первую очередь, в резильентных школах уделяют внимание оформлению здания. Здесь нет больших ресурсов для персонализации пространства, но в кабинетах и коридорах школы всё равно вешают рисунки учеников или, например, выделяют шкафчики для обмена книгами. В общем, окружающая обстановка довольно неформальная.

Другой критерий — эффективное управление со стороны директора школы. Директор понимает взаимосвязь внутренних процессов: ставит цели, планирует, обрабатывает обратную связь от учителей, анализирует результаты. Он внимателен к учебному процессу, стремится вникнуть в суть вопроса и понять, что работает, а что нет.

В резильентных школах организуют дополнительные внеурочные мероприятия. Важно, чтобы помимо уроков у детей была возможность принять участие в кружках, получить новые навыки. Речь не о занятиях по программированию или робототехнике: самые простые кружки и конкурсы в неблагополучных школьных условиях — это уже довольно серьёзный шаг. Кстати, творчество таких кружков помогает в оформлении здания. Хорошая мотивация для ребёнка — сделать свою работу частью школьного пространства.

Важны и образовательные ожидания школы. Если от детей не ждут успехов, они не будут их достигать. Учителю или директору проще «поставить крест» на учениках, а ученикам — смириться с этим. В неуспешных школах образовательная стратегия — присмотреть за ребёнком, проконтролировать его, обеспечить безопасность. А в резильентных — дать образование. Нужно научить ребёнка, дать ему фундамент, помочь поставить цели и добиться результатов.

Родители в неуспешных и в резильентных школах примерно одинаковы по социально-экономическому статусу, образу жизни, отношению к школам. Но в неуспешных школах учителя описывают родителей как пассивных людей, которые склонны перекладывать ответственность на школу и жаловаться, что школа не удовлетворяет их ожиданиям. В резильентных школах с родителями регулярно проводят собрания, вовлекают в школьные мероприятия, праздники, мотивируют делиться своими навыками, проводить мастер-классы для учеников.

Стартовые условия — не приговор. Одинаковые школы могут достичь абсолютно разных результатов. А двигатели позитивных изменений — администрация, директор, родители. И, разумеется, учителя.

«Учитель для России» — программа благотворительного фонда «Новый учитель». Мы обучаем и сопровождаем учителей, которые работают в школах с низкими образовательными результатами и помогают детям стать авторами своей жизни. Подпишитесь на наш блог: в нём делимся полезными педагогическими инструментами и искренними историями учителей в сельских школах. И смотрите ролик ниже, в нём мы рассказываем, как устроена программа «Учитель для России»!

Источник: «Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях», 2019