"Леопард-2" - основной боевой танк Германии. Его технические характеристики и особенности конструкции, плюсы и минусы и история боевого применения, сравнение с другими танками НАТО и России - в материале РИА Новости.
Танк "Леопард-2"
“Леопард-2” считается основным танком НАТО, так как превосходит по своим характеристикам не менее известный американский “Абрамс”. Танк создан компанией “Краусс-Маффей” в начале 1970-х годов, а с 1979 находится на вооружении Бундесвера. Машина активно поставляется на экспорт и присутствует в армиях многих европейских стран и некоторых государств, не входящих в Европейский союз. Всего произведено более 3 тысяч танков, которые принимали участие в боевых действиях в Косове в составе немецкой армии, в Афганистане в составе датского и канадского контингента и в Сирии в составе турецких войск. Существует несколько вариантов “Леопарда-2”: А4, А5, А6, А6М и А7. Но основные ветви развития танка - А4 и А5. Оригинальный А4 имеет вертикально ориентированную броню башни, а усовершенствованный А5 и ее последующие модификации - башенную броню, расположенную под углом, броню модульного типа и ряд дополнительных защитных мер. Во всех версиях присутствует цифровая система управления огнем с лазерным дальномером, стабилизированное орудие со спаренным пулеметом и прибором ночного видения.
Модификации
На базе “Леопарда-2” создавались различные модификации, предназначенные для реализации военных нужд:
- Panzerschnellbrucke Leguan и Panzerschnellbrucke 2 – мостоукладчики;
- Pionerpanzer 3 Kodiak — инженерная машина;
- Bergepanzer 3 Buffel — БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина);
- Wisent 2 - БРЭМ модульной конструкции;
- Panzerhaubitze 2000 — САУ.
И модификации, предназначенные для других стран. Сама модель постоянно улучшалась, получая более современное оборудование и технологии:
- А0, А1, А2 и А - улучшены электроника, тепловизор, боеукладка, приборы наблюдения;
- 2А4 - наиболее популярная версия с новой башней, снарядами, цифровой системой ведения огня и пожаротушения;
- 2А5 - появилась клиновидная броня, противоосколочный подбой, улучшена электроника и GPS, доработана тормозная система;
- 2А6 - установлена нижняя бронеплита от мин, пушка стала более длинной, усилена броня и появился электропривод башни;
- 2А7+ - создан в 2010 году, многие системы заменены на цифровые, доработаны защита, система управления огнем, установлен командирский тормоз, силовая установка и модуль дополнительного вооружения.
Технические характеристики
Конструкция танка
Leopard 2 имеет ставшую классической для немецкого танкостроения компоновку с задним расположением двигателя, самонесущей башней по центру корпуса и агрегатами управления в носовой части танка.
Башня
В башне находятся все члены экипажа (командир, наводчик и заряжающий), кроме водителя. С левой стороны есть люк для выброса гильз и пополнения боекомплекта.
Корпус
Корпус сварной из катанных листов броневой стали, в передней его части находится более усиленная защита. В конструкции использована броня "третьего поколения" и экраны из армированной резины, изнутри боевое отделение покрыто тканевыми матами из арамидного волокна. В боевом отделении находится часть электроники и боеприпасы. В случае подрыва снарядов, предполагается, что взрывная волна выбьет специально предусмотренные панели и выйдет наружу, не навредив экипажу.
Пушка
Танк Leopard 2 вооружен полностью стабилизированной 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой Rheinmetall RH-M-120. Машина несет 42 снаряда к основному орудию. Всего в турели башни хранится 15 готовых к применению выстрелов, остальные хранятся в передней части корпуса у механика-водителя. Leopard 2 обычно использует два основных типа боеприпасов – бронебойные снаряды APFSDS-T и многоцелевые снаряды HEAT-MP-T. Снаряд APFSDS-T пробивает около 450 миллиметров прокатной гомогенной брони на дальности 2000 метров. Снаряд HEAT-MP-T эффективен как против мягких, так и против твердых целей.
Броня
Основана на применении нескольких слоев комбинированной брони. В открытых источниках можно найти следующие данные о бронировании (начиная с “Леопард 2А4”): толщина лобовой проекции корпуса - от 600 до 920 мм, толщина лобовой проекции башни - от 590 до 1960 мм.
Двигатель
Машина имеет V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель MTUMB 873-Ka 501 с жидкостным охлаждением и мощностью 1100 кВт (1500 л.с.), который раскручивается до 2600 об/мин с официальной скоростью 68 км/ч. Воздух для работы двигателя проходит через два комбинированных воздушных фильтра, установленных по бокам агрегата, в них он очищается от крупных частиц пыли, оставшуюся взвесь убирают два дополнительных фильтра тонкой очистки.
Ходовая
Подпружиненная ходовая имеет поддерживающие катки, амортизаторы, гидравлические и механические упоры на поворотных рычагах колесных пар. Гусеница закольцована со сменными подушками, коробка передач - гидромеханическая. Рулевой механизм типа Renk-HSWL-354. Рулевое управление, привод, тормозная система объединены в одном корпусе и соединены с двигателем при помощи быстродействующих устройств. Система привода сделана в виде отдельного блока, поэтому на ее замену не потребуется много времени, общее время на замену (в соответствии с техническим регламентом) - 4 часа. Вспомогательный силовой агрегат, расположенный в задней правой части танка, позволяет работать электронике без запуска основного двигателя.
Электронное оборудование
На борту танка установлена стабилизированная оптико-электронная система обнаружения (тепловизор, дальномер и дневная камера), все необходимые данные выводятся на дисплей, расположенный в боевом отделении. Причем может отображаться как панорама боя, так и отдельный его отрезок. Специальная система информирования отслеживает все потенциальные цели, в ее состав входят 4 оптических модуля на углах башни, цветная камера и оптические приборы.
Вооружение
Вооружение состоит из основного оружия и вторичного. К основному относится 120 мм гладкоствольная пушка Rh 120 с углом поворота 360 градусов, она позволяет вести огонь боеприпасами со стабилизацией в виде оперения. Вторичное - это спаренный пулемет, зенитный пулемет (рядом с люком заряжающего) и универсальная метательная установка на башне, которая предназначена для создания дымовой завесы. Есть у “Леопарда” и возможность записи боя через прибор KADAG, который имитирует выстрел пушки.
Ремонтопригодность
По заявлению производителя, пробег танка до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Так как турбированный двигатель объединен в единый блок с гидромеханической трансмиссией, силовую установку в полевых условиях можно заменить примерно за 35-45 минут.
Преимущества и недостатки
Наиболее важными, по мнению экспертов, достоинствами “Леопарда-2” являются:
- Максимальная оснащенность самой различной электроникой.1
- Эффективная броня.2
- Мощное орудие и наличие противотанковых ракет.3
- Зенитный пулемет, который управляется дистанционно и расположен на крыше танка.4
- Неплохие динамические показатели.
- Высокая ремонтопригодность.
Недостатками машины признают:
- Слишком большую массу (модификация 2A7+ весит 70 тонн), что отрицательно сказывается на транспортабельности, маневренности, вызывает большой расход топлива.
- Слабость бронирования бортов танка, что делает его уязвимым для РПГ-7.
- Большая площадь крыши башни делает танк хорошей мишенью для штурмовой авиации и вертолетов.
- Отсутствие автомата заряжания.
Сравнение с другими танками
Немецкий ОБТ имеет свои сильные и слабые стороны, но несомненно он один из наиболее надежных и массовых танков. Сравнительные характеристики “Леопарда-2”, других танков НАТО и российских машин приведены в таблице: