Найти тему
logo_1286

Игровые приемы в работе над развитием слоговой структуры слова

Любое направление коррекционной работы состоит из этапов: от более простого (базового навыка) до максимально возможной компенсации или коррекции. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Поэтому педагогу важно подбирать «умные» игры и задания, которые несут в себе, в первую очередь, развивающий и обучающий характер. Чтобы игры запомнились и принесли пользу ребенку, они должны быть необычными, яркими, нестандартными. В «полезных» играх необходимо соблюдать условие полисенсорности, то есть игра должна воздействовать на несколько каналов восприятия ребенка.

В этой статье расскажу о этапах работы по формированию слоговой структуры слова, приведу примеры игр и пособий.

Направления работы:

  • Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации
  • Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации
  • Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги)
  • Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
  • Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений
  • Отработка слоговой структуры, подкрепленная действием с предметами (ритмизированность действий, развитие мелкой моторики)
  • Анализ слогового контура (развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия)

Возрастная категория 5-10 лет.

Цель: развитие предпосылок формирования слоговой структуры, коррекция нарушений слоговой структуры.

Задачи:

  • разнообразить монотонную работу по отработке слоговой структуры слов;
  • поиск новым игровых приемов и материалов для работы;
  • вовлечь все анализаторные системы в процесс восприятия длинны слова в целом и слогового контура слов.

Ожидаемый результат

  • Более быстрое по времени преодоление нарушений слоговой структуры;
  • Максимальное включение в работу всех анализаторов;
  • Помимо основной цели, развитие слухового восприятия, мелкой моторики, пространственных представлений;
  • Выработка положительного настроя на работу у детей.

Дидактический материал (наглядность)

Упражнения на развитие оптико-пространственной, сомато-пространственной ориентации

«Далеко-близко», «высоко-низко», «громко-тихо», «медленно-быстро», «длинный-короткий», «узкий-широкий» и т.д. Отработка по картинкам, в манипуляциях с игрушками.

"Высоко-низко"
"Высоко-низко"
"Быстро-медленно"
"Быстро-медленно"
"Широко-узко"
"Широко-узко"

Подобные игры хорошо проводить практически, например отрабатываь на физминутках.

Восприятие длинны слова на слух, подкрепленное тактильно-двигательным действием с предметами:

«Спирали». Проговаривание слова и одновременное рисование на листе спирали.

"Спирали"
"Спирали"

«Узелки». Ребенку предлагается проговорить слово, начиная от начала шнурка, останавливаясь на узелках (узелок-конец слога).

"Узелки"
"Узелки"

Подвижные игры на ориентировку в схеме собственного тела, от себя и человека напротив.

Игры в пространстве кабинета и на столе.
Игры в пространстве кабинета и на столе.

«Догони движение» - взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно.

Развитие восприятия предметов по размеру («Матрешки», «Неваляшки»)

"Матрешки", "Неваляшки"
"Матрешки", "Неваляшки"

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги)

Игры: «Бродилки», пособие «Сырная долина», «диктант», графические диктанты (аппликации, перерисовывание фигуры с самостоятельным проговариванием, «дорисуй половину, проговори»), «идем в гости», «прогулка по городу», «соседи».

"Сырная долина"
"Сырная долина"
"Гости"
"Гости"
"Этажи"
"Этажи"
"Прогулка по городу"
"Прогулка по городу"
"Бродилки"
"Бродилки"
"Графический диктант"
"Графический диктант"
"Дорисуй половину"
"Дорисуй половину"

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Графический диктант по инструкции: «сначала, потом, затем, после».

"Сначала, потом, затем, после"
"Сначала, потом, затем, после"

Диктант со сменой ролей («Ученик-учитель»).

Перемещение в пространстве предметов по инструкции педагога («вперед, налево, направо, вниз…»).

-16

«Сначала-потом» (по сериям картин, лепка предметов по инструкции, аппликации фигур по инструкции: сначала слепи большой шарик, потом средний, поставь средний на большой, слепи маленький шарик...).

"Сначала-потом"
"Сначала-потом"
Практическое задание, аппликация и проговаривание действий
Практическое задание, аппликация и проговаривание действий

«Времена года, части суток".

-19

Восприятие звучащих предметов по времени (музыкальные инструменты...). Использование компьютерных программ.

-20

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений

  • Артикуляционные упражнения (сериями: «улыбка»-«трубочка»-«оскал» и т.п., смена под счет)
  • Динамические пальчиковые упражнения («колечки», «пианисты», «цепочка», смена поз руками («кулак-ладошка», «переверни оладушки»…)
-21

Восприятие и повторение ритмических рисунков, данных взрослым, представленных графическими символами, заданных компьютером. Отхлопывание, отстукивание, оттопывание, игра на инструментах.

«Повтори ритм» (! – удар ладонью, ! – удар кулаком).

-22

Отработка слоговой структуры, подкрепленная действием с предметами (ритмизация действий, развитие мелкой моторики)

  • Катание массажера су-джок (кольца-пружинки) в разных направлениях;
  • Выкладывание счетных палочек;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Нанизывание колец на шест (пирамидка). Возможность самопроверки;
  • Насыпание в стакан песка ложками (так же дает представление о величине слова);
-23

Отрывание кусочков-слогов от бумажной полоски (возможность самопроверки).

"Порви слово на части"
"Порви слово на части"

Ориентировка в длине слова (согласованность движения и проговаривания, зрительное восприятие длины слова).

«Тропинка» - проговаривая слово, ребенок ведет пальцами по шнурку;

Наматывание шнурка на карандаш с проговариванием слова по слогам, возможность самопроверки (разматывание).

"Намотай слоги"
"Намотай слоги"

«Взвесим слово». Для сравнения ребенку даются два слова или картинный материал. Проговаривая слово, ребенок на каждый слог кладет «меру» на чашу весов. Более «тяжелое», а соответственно длинное слово, перевешивает короткое.

"Взвесь слово"
"Взвесь слово"

«Спирали». Проговаривание слова и одновременное рисование на листе спирали.

«Ступеньки». На листе бумаги изображены ступени, ребенок пальцами рук «шагает» по ним вверх. Возможен вариант проговаривания с шаганием рукой по воображаемым ступеням в воздухе (так же дает возможность подсчета количества слогов).

-27

Аналогично можно проводить работу с шагами по аппликатору Кузнецова (массаж подушечек пальцев), или по ступенькам из lego.

Анализ слогового контура (развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия)

«Змейка» проползание шнурка между пальцами (сколько пальцев, столько слогов).

"Змейка"
"Змейка"

«Узелки». Ребенку предлагается проговорить слово, начиная от начала шнурка, останавливаясь на узелках (узелок-конец слога).

-29

Подбор схемы слова на ощупь. Логопедом произносится слово для анализа, или предъявляется предметная картинка. Ребенок на ощупь выбирает подходящую схему из предложенных (материал: лего, наждачка, крышки, контактная ткань).

-30

Ребенку предлагаются картинки и схемы слов. Логопед отстукивает (воспроизводит ритм на музыкальных инструментах), ребёнок подбирает схемы к картинкам. Возможно усложнение – картинки выбираются только с опорой на услышанный ритм, наглядность (схемы) убираются. Еще более трудный вариант: подбираются картинки с одинаковым количеством слогов, логопед отстукивает (отыгрывает на муз инструментах) слоговой контур с акцентом - ударением, ребёнок находит схему (а далее записывает сам).

«Домик» (материал в виде таблицы или многоэтажного дома). В верхнем ряду предметные картинки. По всему игровому полю в клетках схемы слов (с выделенным ударным слогом). Логопед даёт ориентировку в пространстве, ребёнок отыскивает подходящую схему и подбирает картинку.

"Домик"
"Домик"

«Сигнальщик». Учитель-логопед лазерной указкой «пишет» на доске схему слова. Ударный слог выделяется более долгим проецированием луча. Дети подбирают к заданной схеме слова по картинкам или придумывают сами.

«Морзе». Учитель логопед отстукивает слоги ладонью, ударный слог выделяется ударом кулака.

На этом заканчиваю мою статью. Конечно же, это не все игры и пособия. Многие из них могут прийти в голову в процессе занятия. Очень часто ребенок сам "находит" интересные решения, выбирает материал, а педагог выстраивает систему работы, в зависимости от цели и поставленных задач. Творите, играйте, развивайтесь!