Когда вы приняли решение организовать маркетинговый отдел, то важно сразу определиться с его структурой, которая будет эффективной, сможет развиваться и даст мощный толчок для роста компании. Пусть она родится в виде гипотезы, в виде зарисовок на салфетке или на листке бумаги, в диктофоне – не важно, но вы обязательно должны начать думать в этом направлении, а еще желательнее - просчитывать.
Дело в том, что есть структуры отделов маркетинга, которые “не летают”. И, как правило, все начинается с головы
Изо дня в день вы будете спрашивать себя "как этим людям можно платить такие деньги”, “на рынке нет профессионалов”.
Вы разочаруетесь в маркетинге и маркетологах, будете злиться и не понимать, что вы сами допустили ошибку, создав нерабочую структуру отдела (могут быть и другие причины, но сейчас мы говорим об этом).
Имея двадцатилетний опыт работы как в крупных, так и небольших компаниях, я наблюдала четкие закономерности в развитии отделов маркетинга. Есть ТОП 3 самых нерабочих моделей, которые не раз доказывали свою несостоятельность.
Модель 1. Владелец компании и руководитель маркетинга в одном лице
Это, пожалуй, один из самых плохих вариантов, который только можно придумать. Исключения, конечно, есть, но они единичны. Например, владелец - гений маркетинга, привлечение клиентов идет исключительно через его деловые связи. Или опытный директор по маркетингу открыл собственное маркетинговое/ рекламное/ SMM/ консалтинговое агентство, а его имя - бренд.
Исключений достаточно, но, чаще всего, владелец просто стремится сэкономить и берет на себя управление маркетингом и контроль за бюджетом.
Он может постоянно учиться, «быть в теме», но все равно – это плохой вариант. Поверьте, в том, что владелец хочет своим бизнесом активно заниматься, нет ничего плохого, но он не должен фокусироваться на одном направлении. Начать управлять маркетингом – это обрубить крылья себе и бизнесу. Когда вы выбираете руководителя маркетинга с рынка, то у него уже есть разносторонний опыт, кейсы в портфолио, понимание бюджетов, с которыми он работал, оцифрованные результаты, которые он может предоставить. В его лице вы покупаете аккумулированные компетенции, знания, даже чужие ошибки, а также собственное время.
Ведь управление маркетингом – это большой фронт работ, связанный с рекламой, продажами, контролем, делегированием, планированием, коммуникациями и т. д. и т. п.
Когда же вы замыкаете все на себе, то стоит вам отвлечься, уехать на встречу или в командировку и работа может просто остановиться, так как сотрудники будут ждать вашего согласования.
И еще один неприятный, но важный момент, о котором я должна сказать. Владелец компании для сотрудников – это олицетворение недосягаемого божества (не подобрала более подходящего слова) . Представьте себе, как пошатнется ваш авторитет в глазах коллег, когда вы станете ими лично управлять, направлять, подвергать работу критике, ошибаться. Люди будут искать в вас недостатки, оправдывая свой профессионализм и свои действия вашей некомпетентностью. Вам это надо?
К сожалению это так, потому что для принятия критики нужны выдержка, зрелость, характер!!!
Поэтому совет простой: "Хотите управлять - управляйте, но не линейным персоналом, а другими руководителями. Для линейного персонала – вы царь, бог и недосягаемый идеал, не забывайте об этом.