Найти тему
MAXinventoR

АЭРОСАНИ ИЗ МОТОЦИКЛА ИЖ ПЛАНЕТА

Рис. 1
Рис. 1

Аэросани М. Веселовского очень просты по конструкции (рис. 1] и сделать их можно в учебных мастерских любой школы или у себя в гараже. Сани могут быть одноместными и двухместными — по желанию конструктора. Для одноместных аэросаней можно применить мотоциклетный двигатель ИЖ-ПЛАНЕТА, для двухместных — двигатель ДНЕПР, УРАЛ.

Отличительной чертой этих аэросаней является применение трех лыж при сохранении двухколейной схемы. С левой стороны саней расположены две лыжи — одна за другой, с правой — одна. Водитель и пассажир размещаются на корпусе саней верхом, как на мотоцикле или мотороллере. Этим обеспечивается большая свобода маневрирования, и, кроме того, в особых случаях, например на большом подъеме, водитель может идти рядом с машиной, помогая ей преодолевать препятствия и одновременно управляя рукояткой газа работающего двигателя.

Корпус аэросаней — деревянный. Каркас его обычно изготавливают из сосновых брусьев, обшивают фанерой. На корпусе укреплены две мягкие подушки с опорными спинками. В передней части корпуса имеется откидной люк, в котором можно хранить запасной воздушный винт, лыжи, медикаменты ит. д.

Рис. 3
Рис. 3

Лыжи (рис. 3] саней изготавливаются из березовых досок. Сверху они усилены фанерными накладками, снизу по всей длине снабжены деревянными коньками, обшитыми стальными полосками, причем к каждой полоске приварен подрез. Наличие конька и подреза сберегает подошву лыж от преждевременного износа. Кроме того, при движении по льду подрез не дает саням «вилять» из стороны в сторону. Лыжа имеет кабанчик в виде треугольной пирамиды с пружинной амортизацией. Тормоза штыревого типа установлены на задней лыже. Они приводятся в действие тросом от педали, расположенной под правой ногой водителя.

Задняя тормозная лыжа подвешивается к раме на свободнонесущей полуоси, жестко закрепленной в кормовой части корпуса. Правая лыжа крепится к трубчатому треугольнику. Лыжа управления, или передняя лыжа, крепится к вертикальной оси, имеющей вилку, вынесенную на сварном кронштейне. Кронштейны закреплены сбоку деревянного корпуса.

Управление аэросанями осуществляется рулем от мотоцикла ИЖ или Урал. Поворот руля передает движение через пару сошек и тягу на переднюю ось и лыжу управления. 

На аэросанях установлен двигатель от мотоцикла ИЖ планета мощностью 22 л. с. при скорости вращения 4500 об/мин. Однако воздушный винт рассчитан так, что двигатель развивает скорость только 3750 об/мин при мощности 20 л. с. Это создает благоприятные условия для более длительной и надежной работы двигателя. 

Передача крутящего момента от двигателя на воздушный винт осуществляется мотоциклетной цепью. Передаточное отношение 1:2,6. При таком отношении воздушный винт должен вращаться со скоростью 1440 об/мин. В целях безопасности перед винтом устанавливается спецнальная предохранительная сетка. 

Двигатель укреплен на трубчатой моторной раме с помощью резиновых втулок. Коробка передач с двигателя снята. Воздух к карбюратору подводится через общий приемник воздуха, имеющий управляемую с места водителя заслонку. 

Моторная рама крепится при помощи подкосов к корпусу — аэросаней и к задней полуоси подвески лыж. Вал, на котором сидит втулка воздушного винта, и топливный бак расположены над мотором на отдельном трубчатом подрамнике. 

Электрооборудование на аэросанях стандартное. Оно полностью — снято с мотоцикла. На санях установлены батарейное зажигание, фара и сигнал. Щиток приборов укреплен на руле и имеет амперметр, выключатели зажигания и света фар.

Аккумулятор установлен в ящике внутри корпуса м имеет выключатель. На аккумуляторном ящике закреплены реле-регулятор и штепсельная розетка для переносной лампы.

Воздушный винт, установленный на аэросанях, — толкающий. Часть лопасти, которая соединяется со ступицей, называется комлем. Она почти не участвует в создании толкающего усилия. Форма остальной рабочей части лопасти напоминает в плане вид пера. Контуры лопасти называются кромками, или ребрами. Кромка, которая встречает воздушный поток, называется передней, а противоположная — задней.

Сечения лопасти по рабочей части — это профили. Они похожи на сечения крыла самолета. Ширина и толщина профиля в разных сечениях лопасти неодинаковые. Углы расположения профилей также различны. Они зависят от мошности и оборотов двигателя, от диаметра воздушного винта и от расчетной скорости аэросаней. Чертеж воздушного винта смотрите на рисунке 2.

Рис. 2
Рис. 2

Чтобы сделать винт, конструктор — строитель аэросаней должен изготовить выкройки лопасти и ее сечения (профилей) в натуральную величину, а затем перенести все размеры на деревянную заготовку. В соответствии с полученными геометрическими размерами лопасти подбирают материал. Аля винта подходят дуб, сосна, клен и береза. 

Заготовку склеивают из четырех досок казеиновым клеем, древесина досок должна быть без сучков и косых слоев. Доски нужно предварительно просушить, выстрогать и зачистить. После обработки они должны быть ровными, без изгибов и кривизны. 

Клей составляют так: 360—400 г порошка клея засыпают в банку и постепенно наливают кипяченую воду, охлажденную до 15—20°. При этом раствор помешивают до получения кашицы средней густоты. Через 15 мин. подливают еще воды и хорошо перемешивают, чтобы не было комков.

Клей наносят кистью на поверхность досок по мере укладки их друг на друга. Заготовку можно склеивать веером. (рис. 4)

Рис. 4
Рис. 4

Набор досок туго стягивают струбцинами и сушат 2—3 суток. Пока заготовка сушится, делают контрольный стапель и шаблоны для проверки правильности изготовления лопасти.

После сушки приступают к разметке и обработке заготовки. Вначале обрабатывают нижнюю часть лопасти. При этом надо все время контролировать ее по нижним шаблонам, установленным в стапеле. Затем обрабатывают верхнюю часть, прикладывая для контроля — верхние шаблоны (рис. 5]. Таким же способом обрабатывают другую лопасть.

Рис. 5
Рис. 5

Готовый винт, обсторганный рубанком, обрабатывают стеклом, покрывают горячей олифой и снова просушивают. Для прочности лопасти оклеивают бязью и покрывают краской. Переднюю кромку лопасти можно оковать латунью толщиной в 1 мм на ширину 30 мм. Затем готовый винт, насаженный на втулку, проверяют на балансировочном станке (рис. 5). 

На протяжении последних лет таких аэросаней построено много, поэтому их конструкцию можно считать хорошо испытанной и удобной в эксплуатации.

Область применения аэросаней разнообразна. Их с успехом можно использовать в спортивных целях, например для буксировки лыжников, для перевозки различных грузов в северных районах нашей страны и, наконец, просто для прогулки за город. Ведь какой русский не любит быстрой езды! 

А. Бескурников.