Найти тему

Выдуманная бабушка, борьба за наследство и синяя колбаса: история Natura Siberica

Оглавление

История Natura Siberica — это не только пример того, как можно построить успешную компанию и создать сильный бренд косметики с нуля, но также громкий корпоративный конфликт, борьба за наследство и война за товарные знаки. Разбираемся, как создавался этот бизнес и что с ним будет в будущем.

Работа дворником и торговля алкоголем

Основателем бренда Natura Siberica был Андрей Трубников. В юные годы он поступил в МГИМО, а параллельно работал дворником. Бизнес Трубников начал с торговли импортным алкоголем. В 1998 году он разорился, пытался устроиться в Procter & Gamble, но его не взяли. Тогда бизнесмен решил торговать живыми курами, однако жена его отговорила от этой затеи. Супруга как-то раз пожаловалась на дороговизну Fairy и посоветовала мужу сделать доступное моющее средство, за которое все женщины были бы ему благодарны.

Трубников прислушался, купил в химическом институте формулу средства для мытья посуды за пять тысяч долларов. Бизнес он решил начать вместе с партнером, сирийцем Юсефом Ватфа Хамеди. Бизнесмены основали компанию «Фратти НВ». «Волшебницу», как они назвали моющее средство, бизнесмены разливали в бутылки и на «Москвиче» развозили по оптовым фирмам.

Успех сибирских трав

В 2002 году Трубников продал свою долю в «Фратти НВ» за 200 тысяч долларов и основал «Первое решение». Через 4 года он начал выпускать шампуни по рецептам бабушки Агафьи, на отрисовку портрета вымышленной женщины потребовалось полгода. В 2008 году предприниматель зарегистрировал бренд Natura Siberica и выпустил пробную серию шампуней и кремов для лица. Первый магазин под этой вывеской открылся в Москве в 2012 году. Сначала сибирские травы Трубников покупал у местных жителей — в общинах представителей редких северных народностей. Потом он начал скупать земли под органические хозяйства. В 2013 году появилась первая ферма в селе Кирово Алтайского района (Хакасия), в 2015 году еще две — на Сахалине и Камчатке. В 2013 году был открыт первый магазин Natura Siberica за рубежом, сейчас Natura Siberica представлена в более чем 45 странах мира. В России у фирмы было 35 монобрендовых магазинов.

Корпоративный конфликт

Трубников умер в январе 2021 года, завещания он не оставил. В компании «Первое решение» ему принадлежал контрольный пакет — 60% акций, а жена и дети имели в ООО суммарно 40%. Наследники начали делить структуры бизнесмена, на этом фоне сотрудники Natura Siberica заявили о захвате предприятия. Фирма вынужденно прекратила работу 80 магазинов, остановила производство и продажи собственных брендов из-за конфликта с правообладателем.

Вдова Трубникова уведомила основное юридическое лицо компании «Первое решение» о расторжении лицензионного договора на использование брендов Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», Organic Kitchen и других. Позже Natura Siberica заявила о возвращении прав на использование в России товарных знаков и возобновлении поставок продукции.

Трубникова назвала потенциальные поставки контрафактными, ссылаясь на то, что патенты оформлены на эстонскую фирму OU Good Design, а в ней владельцами значились только Ирина и сам покойный. Торговые марки были перерегистрированы в Эстонии в рамках идеи создания специализированной компании по развитию интеллектуальной собственности. После долгих разбирательств дети Трубникова получили доли в структурах, конфликт был разрешен.

Интеллектуальная собственность

Сейчас группа Natura Siberica объединяет бизнес по производству косметики и сети магазинов под вывесками Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica. Среди других брендов компании — «Рецепты бабушки Агафьи», «100 трав Агафьи» и другие.

Та самая выдуманная бабушка, но вполне реальный товарный знак
Та самая выдуманная бабушка, но вполне реальный товарный знак

Были и споры, связанные с брендом. Так, в 2017 году дизайнер Алена Ахмадуллина подала иски против компаний «Первое решение» и «Натура Сиберика» с требованием прекратить использование ее имени на кремах и шампунях. В 2015 году со стороны Ахмадуллиной договор с Natura Siberica подписывала аффилированная с дизайнером компания «Сирин», которая гарантировала, что соглашение не нарушает авторские и патентные права, а также права собственности.

Ахмадуллиной выплатили деньги за использование ее имени в течение двух лет (после этого срока стороны должны были обсудить продление контракта). Дизайнер потребовала прекратить использование товарного знака и выплатить компенсацию за период после того, как договор, по ее мнению, истек. Natura Siberica говорила, что договор действителен до 2030 года и уже оплачен. Суд встал на сторону фирмы.

В конце 2020 года Трубников оценивал бизнес Natura Siberica в $500 млн, а в начале 2022 эксперты называли цифру в $70–100 млн.

«Надо просто слушать людей. Сидят там женщины, говорят: ой, я хочу там колбасу синего цвета. Когда такое услышишь раз десять, то ты, значит, напал на золотую жилу — если выпустишь колбасу синего цвета, у тебя сразу появится куча покупателей», — так описывал один из секретов успеха Трубников.

Полезные ссылки:

Зарегистрироваться в сервисе

(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей