Мне не нужны биографии артистов. Это неинтересно. Как правило. Не всегда, но чаще всего - узнаешь , и думаешь - лучше бы не знал. Важно узнать побольше о жизни художников - тех, кто сам создаёт. Писателей, режиссёров, живописцев...их жизненный путь влияет на произведения искусства. Их переживания отражаются в работах, в смыслах их произведений. Как понять и оценить Достоевского или тех же Коровина, Горького не зная условий их становления , обстоятельств, которые были ими пережиты ? Можно. Но сложнее. А сериал "Шаляпин", он не биографический , он похож на набросок. Идея понятна, но получилось мелковато. К этому вернёмся.
А мне понравился Горбатов в этой роли. После "Ненастья" ничего у него не получилось. И вот наконец-то отличный результат ! Это удача . Сыграл ли Горбатов Шаляпина ? Скорее нет .Ведь не похож? Но дело не в этом ! На мой взгляд он сыграл приблизительный образ великого баса. Тоже набросок. И поэтому полное сходство не обязательно - так и было задумано.Могли бы Суханова взять
Образ-то помощнее бы получился. Посолиднее. Но повторю - может и задачи такой не было . Вот тут и вспомним "Вертинского" там было сходство, артист сыграл блестяще. И сериал получился стильным, умным. Он ведь более фантазийный, более далёкий от биографии героя, но парадоксально правдоподобный . Он в целом лучше. Речь не о нём, но сравнение невольное напрашивалось.
Фильм "Шаляпин" динамичный. И эти бесконечные паровозы, вокзалы прекрасно символизируют стремительное развитие событий, без пауз и затяжек. Сериал богатый. Прекрасные пейзажи, интерьеры, продуманные костюмы , даже мех куницы не использовали вместо положенного соболя...правда близко шапку не показали ))). Прекрасное музыкальное сопровождение - фрагменты опер и балета хорошо воспринимаются и даже успевают взволновать. Вложились в сериал основательно. А вот эпического изложения не получилось. Не вышло показать масштаб личности и смысл эпохальных событий, на фоне которых всё происходило . Как началась эта суета Горбатова в парке с Мадяновым и Цапником, которая напоминала 90-е, так и не прошло это ощущение чего-то не очень серьёзного. Даже образ Горького настолько мелкий , что если бы он старательно не окал, то и понять нельзя было, кто это вообще. А между тем писатель сильно влиял на мировоззрение Шаляпина. В фильме и политическая часть биографии показана мелкими штрихами. Вроде как протестовал, пел то Дубинушку, то Марсельезу. Потом понял, что вышло - плюнул и бежать. А Алексей Максимыч ещё раньше свалить изволили...а ведь как агитировали. Но фильм не о политике. А о чём собственно ? Да о бабах (грубо, не моё слово) Феди ...сожалею - о дамах из окружения певца. Мелодрама , одним словом.
На мой взгляд, женские роли удались. Смольникова очень органично сыграла Иолу. Нигде не фальшивила, прекрасно исполнила роль любящей женщины, матери ...обманутой жены. Хороша и Снигирь в роли Марии.
Кстати, именно с ней настоящий Шаляпин и уехал на "гастроли" и не вернулся . Но детей, рождённых с первой женой ,постепенно вывез из страны . А сама Иола осталась в России . И только в 60-е уехала к сыну в Рим. Все события потрясений, хаоса, падения империи авторы показали вскользь , достаточно объективно и не углубляясь , не анализируя. Наверное это правильно - до сих пор оценки этих событий слишком разные. Фильм же не об этом. Тем более , если этот фильм всего лишь мелодрама...Что означает последняя сцена сериала. Все знают, что Фёдор Иванович Шаляпин уехал из страны, но этот кадр со множеством людей , с прекрасным пением , но на вокзале , показывает, что великий вокалист, царь-бас навсегда с Россией, его дух дома, на Родине ...да и перезахоронен на Новодевичьем.