Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Саксен-Кобург-Готский дом - клан четырех королевских династий. Часть 2-ая. Леопольд – король Бельгии

Применительно к истории дома Веттинов - в 1485 году произошел так называемый Лейпцигский раздел, когда два родных брата Эрнст и Альбрехт, примерно поровну разделили владения своего отца, курфюрста Саксонского Фридриха II (1412-1464). Так и появились Эрнестинская и Альбертинская линии дома Веттинов, а вот будь все по «англо-французскому лекалу», никакой бы Альбертинской линии не было – все осталось бы у старшего брата Эрнста.

Лейпцигский раздел.
Лейпцигский раздел.

Однако, это еще не самый интересный вариант раздела немецких наследственных владений. В 1675 году скончался Эрнст I Благочестивый (потомок Эрнста, делившего с братом Саксонию), герцог Саксен-Готский и по праву жены – Саксен-Альтенбургский. Вот у него было уже семь сыновей. На всех семерых – Фридриха, Альбрехта, Бернхарда, Генриха, Кристиана, Эрнста и Иоганна Эрнста, и было поделено родительское наследство.

Вновь о Леопольде заговорили в начале 1830 года, после окончания Греческой войны за независимость от Османской империи. Великие державы – Россия, Англия и Франция договорились, что в Греции будет учреждена конституционная монархия, во главе которой встанет принц, не связанный кровными родственными узами с правящими династиями великих держав Европы. Принц Леопольд, таким образом, уже не связанный браком с Ганноверами, устраивал в принципе всех, хотя, по понятным причинам вызывал беспокойство у России, из-за своей фактической близости к Британии.

Вот только под влиянием первого правителя Греции Иоанна Каподистрия, Леопольд Саксен-Кобург-Готский отказался от греческой короны. Каподистриа вел свою, очень тонкую и сложную игру, призвание немецкого «варяга на царство» ему было не по душе, скорее всего он планировал сохранить в Греции республику с самим собой в главе. Поэтому он слишком откровенно (возможно и преувеличив) расписал Леопольду трудности будущего правления и тот счел за лучшее не рисковать. Впрочем, и сам Леопольд вел себя противоречиво – с одной стороны (еще когда был согласен принять греческую корону), усиленно «выбивал» преференции для своего будущего королевства, с другой же – явная необходимость смены религии уже не входила в его планы.

Леопольд I и герб королей Бельгии с 1837 по 1921 год.
Леопольд I и герб королей Бельгии с 1837 по 1921 год.

Возможно, он бы и пожалел в дальнейшем, если бы в этом же 1830 году перед ним не замаячила еще одна корона, еще одного нового европейского государства. Парадокс – некоторые принцы безуспешно гонялись за короной всю свою жизнь, а Леопольда короны, некоторым образом преследовали и наконец, одна все-таки его нашла. В 1830 году произошла Бельгийская революция – развалилось на две части наспех собранное по итогам Венского конгресса 1815 года, королевство Нидерландов. Южные провинции, населенные католиками - французами и валлонами, тяготились диктатом голландцев-протестантов и внутренней политикой короля Вильгельма I, не желавшего учитывать этно-конфессиональные интересы этой части своих подданных.

Королевство Нидерланды
Королевство Нидерланды

Международные отношения сложились для южных провинций, названных Бельгией, настолько удачно, что Нидерландам никто не стал помогать подавлять католическое восстание, в конце 1830-го была революция фактически победила, а стартовавшая 20 декабря Лондонская конференция дала Бельгии международное признание, хотя с некоторыми неприятными оговорками. 7 февраля следующего года, в новом государстве была провозглашена конституционная монархия – пока еще без короля, с регентом. После рассмотрения и отказа от нескольких кандидатур (все трое французы – Эжен Богарне, его сын Огюст Шарль и Луи Шарль, герцог Немурский – второй сын короля Луи-Филиппа), корона была предложена Леопольду Саксен-Кобургу-Готскому. Надо сказать, он опять сомневался.

Все же, 17 июля 1831 года Леопольд прибыл в Бельгию, а 21-го был приведен к присяге и стал королем. Последовавшая за этим попытка Нидерландов вновь самостоятельно задавить новое государство, была пресечена французскими войсками, наконец в 1839 году Бельгийское королевство признали уже все державы.

Леопольд I и его вторая жена, королева Луиза Орлеанская
Леопольд I и его вторая жена, королева Луиза Орлеанская

В 1832 году уже слишком знатный вдовец Леопольд I, которому теперь уже никак нельзя было вести холостяцкую жизнь, женился во второй раз – на дочери короля Франции Луи-Филиппа, Луизе-Орлеанской (1812-1850).

В этом браке родилось четверо детей, но самый старший скончался в младенчестве. Династию продолжили двое выживших сыновей – Леопольд и Филипп, граф Фландрии, сын последнего Альберт, наследовал своему дяде в 1909 году. В Бельгии был принят Салический закон наследования, а единственный сын второго короля бельгийцев умер в десятилетнем возрасте, Леопольда II пережили только три его дочери.

Новая династия оказалась весьма и весьма живуча (иначе бы не дотянула до дней сегодняшних), умудрившись, между прочим, даже наложить лапу (надо сказать, кровавую) на часть Африки.

Королевская чета со своими детьми.
Королевская чета со своими детьми.

Какой милый мальчик – старший сын первого короля Бельгии… Кто же знал, что он станет не только монархом сытых и мирных бюргеров, но и королем армии душегубов в Бельгийском Конго, которых прозвали «веселые слуги короля Леопольда». Но это уже другая история.