После ночлега в горском доме в селе Булунгу, что в верховьях Чегемского ущелья Кабардино-Балкарии, для нашей группы утро началось как-то так:
Хоть ехать и недалеко, дороги по горам такие, что наш водитель микроавобуса остался в доме, а на сегодня транспортом стал грузовик с тентованным кузовом. Поехали с расширенном составе - за нами как-то увязалась хозяйская собака:
Булунгу - последнее село в ущелье, а значит почти сразу после его верхней околицы путь преграждает блокпост, при свете дня похожий на самую настоящую крепость с башнями и заборами из дикого камня. Верховья северо-кавказских ущелий - погранзона, и хотя с середины 2010-х годов граждане России избавлены от необходимости делать туда пропуска, паспорта тут проверяют как на настоящей границе. На холодном сыром ветру мы стояли минут 40.
Выше блокпостов кончаются и нормальные дороги - набрав скорость километров 10 в час, грузовик поскакал по ухабам: знай себе держись за доски бортов и опоры тента!
Дорога вьётся по высокому берегу бурного и бирюзово-прозрачного Чегема:
А тучи впереди скрывают вот такие горы (кадр снят с другой точки ниже Булунгу днём ранее):
Вот и чегемский исток - слияние речек Гара-Аузусу (слева) и Башиль (справа). Последняя, впрочем на некоторых картах обозначена как верховья Чегема, питающегося талыми вода Башильского ледника.
Вдоль Башили - и наш дальнейший путь, сначала по одному, а потом и по другому берегу: мост - тоже у стрелки двух речек. Из облаков, спустившихся ниже 2 километров (Булунгу стоит в 1,5км над уровнем моря) выступают увенчанные соснами скалы - совсем как на картинках гималайских предгорий.
Километрах в 9 от Булунгу дорога вдруг пересекает невидимую плоскость, за которой начинается на высокогорье - с альпийским лугами, стелящимся можжевельником и стеной отвесных скал:
В которой вдруг видишь самого настоящего ангела, широко раскинувшего два пернатых крыла:
Это Абай-Су, самый высокий водопад Кабардино-Балкарии (72м) и главная достопримечательность чегемских верховий. Масштаб его издалека не очевиден - покинув грузовик, по лугам мы шли к подножью скал ещё минут 10:
Больше всего в этих скалах впечатляет текстура, на самом деле не такая уж и редкая в горах. Согласно законам физики, при равномерном подогреве снизу любая жидкость застывает шестигранниками, и даже лава из недр Земли тут не исключение. Кавказские вулканы, кроме спящего десятки тысяч лет Эльбруса, потухли миллионы лет назад, однако именно вулканами создан ландшафт Чегемского ущелья от Скалистого до Бокового хребтов.
По сравнению со Столбчатым мысом Кунашира или Гарнийским ущельем Армении столбчатость тут не столь правильная и живописная.
Но зато сквозь неё льётся вода:
Вернее, сочится - судя по чужим фото, многоводностью Абай-Су не отличается никогда, и даже снежник у подножья еле пробивает.
В динамике это порождает странный эффект - издали кажется, будто вода по скале движется медленно-медленно.
Речка через снежник утекает на луга:
Среди которых у одинокой шашлычки начали понемногу собирались джипы и грузовики, выехавшие позже нас или поднявшиеся с равнины.
Ну а в сосновом бору за рекой белеет дорога - наша дорога. От Абай-Су мы спустились к устью Башили, да переехав её по мосту, двинулись вверх другим берегом. Надо сказать, по лесной подстилке ехать куда приятнее, чем по камням: по ощущениям, до следующей цели путь в два раза ближе, по карте же наоборот - в два раза дальше. Следующая остановка - в 13 километрах от Булунгу.
Оказавшись в донельзя северном просторном бору, словно и не Кавказ вокруг, а Кодар или хотя бы Хибины, мы перешли по самодельному мостику то ли саму Башиль, то ли какой-то из её ручьёв-притоков:
И я очень удивляюсь, если точно узнаю, что в доисламские времена этот лес не был священен для горцев - странных деревьев, иногда даже с готовыми алтарями, тут столько...
...что можно подумать, будто это энты затаились, пока мимо ходит народ.
И только горных снегов за сосновыми ветками не хватает из-за дождя и низких туч:
По лесу мы вышли на очередной ручей в каменистом русле:
Где намертво застрявшие брёвна окатаны, как валуны:
Сергей привёл нас к ещё одному водопаду Джайлы-Су - не столь необычному, как Абай-Су, но куда более полноводному. Бассейн бирюзовой от избытка кислорода воды даже в мозглю и хмарь так и манит окунуться:
На обратном пути я любовался уже не столько деревьями, сколько обильными мхами на них:
Тут понимаешь, что мох и мех - не зря почти одно и то же слово!
Мы снова спустились к Башили и перешли её по несколько более основательному мосту:
С одной стороны он впечатляет довольно необычным устройством:
А с другой - названием из трогательного американского кино:
Сказочная страна Терабития, придуманная в том кино двумя отвергнутыми подростками - на том берегу, где водопады. А мы идём назад к грузовику через заброшенную турбазу "Башиль":
Теперь какая-то жизнь на "Башили" вроде и теплится:
И не удивлюсь, если в сезон угрюмый сторож собирает с гостей деньги за постой. По крайней мере, пишут, 10 лет назад так было.
Но починить ветшающие домики на сваях - некому:
Найдя пустой вагончик сторожа, мы затопили в нём печку-буржуйку, и Сергей принёс обед, заранее расфасованный нам домочадцами заботливой Тамары. Снаружи пошёл мокрый снег, а с ним - совсем не кавказская, а какая-то северная меланхолия. Весна в 2022 году запоздала в этих краях на 2-3 недели...
См. также:
Эль-Тюбю и древняя цивилизация в горах Кабардино-Балкарии.
За организацию поездки хочу поблагодарить сообщество путешественников "Неизвестная Россия". Помимо майских выездов по трём ущельям Кабардино-Балкарии есть ещё и августовский выезд по двум из трёх (Чегем и Баксан).
Также приглашаю всех заинтересовавшихся в свой Живой Журнал (да, он ещё существует!), где контент публикуется раньше и целостнее.