Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Общее пространство

Одна из особенностей вахты- жизнь в общем пространстве. Вахтовик прибывая на объект погружается в плотное социальное пространство. Начиная с самого первого момента пробуждения в общей комнате или в жилом вагончике, человек вынужден делить пространство с другими. Столовая, участок работ, общественные уборные, душевые- в каждом шаге вахты работник плотно находиться в окружении коллег. Одна из привилегий, которой обладают не многие - жить одному. В комнате или вагончике, неважно. Важно - побыть в одиночестве, не надолго, иногда, но позволить себе побыть наедине с собой.

Человек в обычных условиях проживания редко делит пространства сна с другими, с теми с кем не связан кровными узами. И для очень многих разделить пространство с чужим это стресс, вызов к которому нужно адаптироваться. Сон - это именно то пространство в котором защиты отложены и мы предстоим перед реальностью “на распашку”. Кроме этого, мы все имеем собственные привычки и обряды взаимодействия с самим собой. И побольше части, они социально одобряемы и безопасны. Но есть такие, которые крайне интимны и абсолютно персонализированы. И демонстрировать их обществу не безопасно.

Как-то ко мне подошёл специалист одного из подразделений с просьбой помочь урегулировать конфликтную ситуацию в его подразделении. Конфликт возник в одном из жилых вагонов. Источником конфликта был работник который, по мнению его соседей, вел себя не адекватно. Мы вдвоём с специалистом, прошли к вагону и пригласили находившихся в нём жильцов побеседовать. Да, эмоциональное напряжение проявлялось в каждом слове. Причиной конфликта, был один из их коллег, назовём его Артём. Человек - необщительный, отстранённый и не чистоплотный. Как описывали ситуацию: “Он приходит после смены, разувается и как был одет, ложиться спать...”. Было понятно, что люди напряжены, что не редкость в вахтовой среде, но теперь у них появился объект гнева. Эту ситуацию необходимо решать незамедлительно. Беседа со мной, прежде всего как с представителем Ген.подрядчика, и надежда на перемены, несколько стабилизировали настроение жильцов, они ждали результат.

В тот же день Артём был приглашён на беседу в мой служебный вагончик. Могу сказать, что работники к психологу на беседу по рекомендации руководителя, ходят неохотно. Стараются избежать этой встречи. Прежде всего причина в том, что психолог и психиатр близкие по звучанию слова, и идти к этому специалисту боязно, да и : “что я псих, что ли?”

Артём - старше 40 лет, женат, двое детей, проживал в небольшом селе. На вахту приехал впервые, проработал на вахте около 2_х месяцев. С родными общается редко. Да, неопрятен. Да, проявлялись признаки дезадаптированности. Но в глазах читалось любопытство, значит есть надежда помочь ему переосмыслить происходящее с ним.

Мы беседовали с Артёмом о его родине, о семье, о причинах по которым он принял решение ехать работать на СеверА. О том, что должна изменить эта поездка в жизни его семьи, а значит и его жизни. И о том, с чем он столкнулся здесь, и с какими сложностями встретился. И как и у многих, основным вызовом оказывается - несоответствие реальности ожиданиям. Он предполагал, что это будет не сложно, ведь “многие едут и денег привозят”. Но какими усилиями и лишениями, эти деньги даются, в тех историях, которые рассказывают бывалые вахтовики, отводится очень мало внимания. Не по мужски это. А вахтовая жизнь, она не всем даётся. Не далась она и Артёму, и он- “застыл”. Отодвинулся от происходящего как мог.

Внешне наш диалог вряд ли напоминал беседу психолога и его клиента. Разговор о прошлом и будущем... Однако, некоторые мои вопросы погружали его в собственную историю, в которой он искал ответы. Иногда, мои высказывания вызывали в нём интерес и он просил пояснить сказанное. В этой сессии, я взял за основу точку зрения принадлежавшую Ф.Ницше, и на опыте подтверждённую В.Франклом: “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»”. Одной из задач, которую я предложил Артёму- обнаружить объём, из которого он увидит текущую ситуацию. Помочь ему осознать не только текущий травмирующий период жизни, но и его историю в объёме: и момент принятия решения начать этот путь, где он видит смысл своего решения, и перспективу, где эта цель реализуется. А ещё Артёму важно было, чтобы его выслушали. Без оценки и без советов, просто быть Услышанным...

Мы договорись о следующей встрече. Но за день до назначенной даты Артём пришёл сам. Разговор который состоялся, как-будто мало имел общего с нашей первой беседой. Но это была совсем иная тональность. Артём говорил о том, что он беседовал с семьёй, и о том, как соскучились о нём его дети. А ещё о том, что у него состоялся разговор с одним из соседей, и они оказались земляками, и о том, что вахта подходит к завершению, и он подумает над продолжением трудового контракта. Это была другая тональность беседы, и в ней была решимость жить.

Через время, я встретился с жильцами вагончика в котором жил Артём. Он изменился. Нет, он не стал проявлением позитива и искромётности, но с ним стало комфортнее разделять общее пространство.

Нет, я не чудотворец. Одна встреча и .... счастье! Нет, я даю человеку то за чем он приходит: своё внимание, свой интерес и возможность быть услышанным другим, или быть принятым другим, если быть точным. И предлагаю исследовать смыслы его проблемы и смыслы вызова который предлагает ему его жизнь.

*Случай приведён с согласия участников, имена изменены.

Автор: Александр Сергеевич Трофимов
Психолог, Коуч

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru