«Далёко далёко на озере Чад…», – писал в начале пршлого века Николай Гумилев, рисуя разные сказочные картины - от междоусобиц местных племен до появления загадочных белых воинов. Теперь подобные стихи впору писать о российских военных. На такую мысль наводят появившиеся сообщения о возможном возвращении бойцов ЧВК Вагнера в Африку.
И возникает вопрос: а куда они могут вернуться? Ну, например, они могут заменить группировку, которая ранее засветилась в Ливии, где в разгар гражданской войны отряды Вагнера оказались на стороне полевого командира Хафтара.
В Центральноафриканской республики и в Мали россияне занимается обучением местных силовых структур, и западная пресса пишет о них тоже как о ЧВК Вагнера. А информационное агентство Lenta.ru упоминала сообщения о том, что силовые структуры, которых связывают с Евгением Пригожиным, оказывают услуги по обеспечению безопасности в нескольких странах Африки. И Lenta.ru упоминала в частности такие страны:
«Среди них назывались Судан, Мадагаскар, Гвинея, Мозамбик, Зимбабве…»
А еще можно вспомнить и о других странах. У российских военных богатый опыт участия в боевых действиях в разных районах Африки.
Особенно масштабным было военное присутствие Москвы в Египте, в эпоху его войн с Израилем. Как писал об этом журнал Story, часть советского контингента отправили в Египет на обычном теплоходе - всех переодели в серые плащи, офицерам выдали шляпы, солдатам береты - и другие пассажиры теплохода удивлялись странным одинаковым туристам, которых корабельное радио почему-то приглашало на обед раздельно: “Туристы в беретах, пройдите на третью палубу!” “Туристы в шляпах, пройдите на первую палубу!”
Российские зенитчики и летчики участвовали в боях с Израилем.
А позже, когда отношения ухудшились, и советских военных изгнали из Египта, израильтяне, по словам Story, шутили, что хотят предложить Москве вместе отмечать день исхода из Египта. Но до этого Советский Союз успел буквально перевооружить Египет – причем дважды.
Первый заход начался в 1955 году. Каир получил тогда от Москвы самое разное оружие – от танков, боевых кораблей и подводных лодок до истребителей и бомбардировщиков, на общую сумму в полтора млрд долларов. И почти вся эта техника была потеряна в ходе Шестидневной войны Египта и Израиля в июне 1967 года.
После этого разгрома египетский президент Насер стал заваливать в Москву просьбами уже о прямой военной помощи. Он заявлял, что Египет готов хоть завтра вступить в Варшавский договор – лишь бы ему прислали солдат.
Насер предлагал, чтобы было объявлено, что все прибывающие в Египет войска – исключительно добровольцы. Но Брежнев на переговорах ему возразил:
"Нам никто не поверит, что нашлось воевать в чужой стране столько добровольцев. И вообще – мы так не привыкли".
В итоге сделали, к чему привыкли - офицеры и солдаты в гражданских плащах и беретах, и атмосфера строжайшей секретности над всей операцией по переброске войск.
По документам все ракеты, бронетехника, артиллерия остальное проходили как сельскохозяйственная техника – точно так же, как во время операции в начале 60-х годов по отправке советских ракет на Кубу. То есть генералы даже особо не заморачивались с новыми названиями и новыми идеями.
Капитаны кораблей не знали, куда они везут военные грузы. У каждого было письмо, которое он имел право распечатать только после перехода из Черного моря в Средиземное - и только тогда капитан узнавал, что надо взять курс на Александрию.
В Египте была создана крупная советская группировка, которая в частности включала 21 зенитно-ракетный дивизион и 2 полка истребителей МиГ-21. И едва заступив на боевое дежурство, советские ракетчики уже на следующий день сбили первый самолет - но вот незадача: это оказался египетский самолет-разведчик, который не отвечал на сигналы системы «свой-чужой». Впрочем, египетские генералы восприняли это очень спокойно - этот инцидент наглядно убедил их в эффективности советских ракетных комплексов.
А затем в ходе пограничных инцидентов советские военные начали сбивать и израильские самолеты.
По некоторым сообщениям, за несколько лет так было сбито около тридцати самолетов ВВС Израиля.