Действительно вопрос для любознательных, увлекающихся авиацией. Ее развитие происходило стремительно.
Во время Первой мировой войны авиаторы в воздушном бою стреляли друг в друга из револьверов.
Потом приспособили для этого турель с пулеметом, чтобы вести огонь над винтом. А через 15 лет вооружение самолета, пушки и пулеметы, уже располагались в его крыльях и корпусе. Летчик мог, не отвлекаясь на пилотирование, стрелять находящуюся во фронтальной зоне цель прямо через вращающийся винт.
Придумали такой способ французы еще в Первую мировую войну. Сначала он был несовершенен. Крепили металлические уголки-отсекатели в основании лопасти винта, чтобы при попадании в него пули, она рикошетировала в безопасное место. Правда, это приводило к увеличению веса лопасти и преждевременному износу двигателя, а также при стрельбе впустую терялось 10% боезапаса. Зато появилась возможность ведения огня по курсу самолета, прямо через вращающийся винт. .
На одноместных истребителях с отсекателями на лопастях французские летчики стали одерживать победы в воздушных боях. У немцев такого устройства не было. Зато позже они изобрели механический синхронизатор стрельбы, который не бомбардировал пулями винт самолета.
Превосходство немецких пилотов в воздухе сохранялось до тех пор, пока весной 1916 года один из самолетов не совершил вынужденную посадку на французской территории. Французы скопировали устройство и стали сражаться с немцами на равных.
Как устроен механизм синхронизатора
Принцип его заключается в синхронизации пулеметной стрельбы со скоростью вращения винта. От него к гашетке пулемета идет механическая тяга в виде кулачкового механизма с диском, насаженным на вал, вращающий винт. Тяга отключает гашетку в момент, когда лопасть находится в опасной зоне перед стволом пулемета. Таким образом пулям обеспечивается возможность пролетать мимо, не задевая винт.
Синхронизатор требовал точной настройки, но оказался настолько успешным, что изменил ход воздушных боев.
К началу Второй мировой войны истребители стали оснащать более совершенными электронными синхронизаторами. Они позволяли существенно увеличить темп стрельбы.
После перехода с винтовых самолетов на реактивные, синхронизаторы стрельбы потеряли свою актуальность.