Сретение Господне - конечно, Богородичный праздник, неслучайно в этот день храм и священнослужители облачаются в лазоревый, небесный цвет. И величание поётся Спасителю с упоминанием Божией Матери. И евангелист Лука, единственный кто описал это событие, описывает, как Христа с Богородицей встретили в храме старец Симеон и пророчица Анна.
И я думаю не будет ошибкой назвать этот день 47 января))) Потому что Христос родился 7 января, а через 40 дней Его принесли в храм. Поэтому можно один день в феврале назвать цифрой январской. Приятно осознавать, что феврале есть один день от января.
И этот праздник рифмуется ещё с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для меня это день - праздник богословия детства. Потому что событие, которое упоминается лишь в апокрифах, тем не менее даёт нам повод мыслить ребёнка, предстоящего пред лицом Божиим, того, кто достоин и может вместить общение с Господом.
И вот Младенца Христа принесли в храм, как когда-то Богородицу привели. И если Введение во храм - для меня праздник детства, то Сретение - скорее праздник благородной старости во Христе.
Встречают Спасителя в этом многолюдном храме всего два человека : Симеон, которому никто не знает уже сколько лет, и пророчица Анна. Старичок и старушка.
И когда сегодня говорят о церкви : мы должны что- то делать, почему в храме лишь старики и дети, где сознательная прослойка, где молодежь?! Где работа с социально значимым слоями? В этом есть своя правда.
Слова старца Симеона, говорившего в Духе, это - слова Господа. У индусов есть обычай, которому много тысяч лет, - когда подрастал старший внук, отец семейства брал посох в руки и шёл странствовать, становился монахом. Это - конечно, восточный обычай.
Но здесь есть такое здоровое понимание жизни и чутье. Когда человек отдал все долги Родине и семье, он может посвятить остаток дней Богу, погрузиться на глубину мудрости, где его встречает Господь.
И неслучайно с давних пор на Руси были совместные мужско-женские монастыри, куда уходили старички - супруги. Муж с женой послужив людям, уходили на конец жизни послужить Богу.
То, о чем говорит праздник Сретения, очень актуально. Потому что сейчас модно говорить, что старым быть стыдно. И все, словно сорвавшись с цепи, стараются быть молодыми и сильными, доказывая, что "я ещё ого-го, я ещё могу что то" . И стараются скрывать свой возраст, омолаживаются всякими средствами и живут активно в обществе, это везде и в политике тоже. Это похоже на карикатуру. Ведь в старости, кроме болезни и немощи, есть у человека право оставаться с Господом. Написано, что Анна служила день и ночь Богу в храме.
Человек который посещает храм каждый день, нередко подвергается насмешкам. Говорят :"Ведь есть на свете столько всего интересного, что ты ещё можешь сделать!" . Но если тебя Господь позвал, значит ты можешь чем- то послужить Ему. Симеон и Анна служили молитвою и постом Богу.
Конечно, миру нужны врачи, политики, но нива не заколосится, если не будет полита чьими - то молитвами.
Люди, которые внешне вроде ничего не делают, просто молятся, нельзя даже это зафиксировать, написать в отчете в патриархиию, что дескать произведено столько - то старческих молитв, но на этой молитве существуют наши семьи, наша страна.
Кому- то ведь надо вымаливать род, правнуков ещё не родившихся!
Мы существуем чьими- то молитвами.
Человек такой не должен прятаться, должен нести достойно этот крест спокойно, без оглядки, потому что это - очень почетно и важно - вымаливать весь мир. Даже Симеон благословил Деву Марию, хотя Она вроде бы и не нуждалась в этом. Но благословение всегда связано с добротой, потому что в молитвенном деле самое главное - доброта. Если вы встали на этот путь, то начинать нужно именно с доброты и незлобия.
Поблагодарим за очень важную и интересную проповедь архимандрита Саввы Мажуко.
Мира всем и спасения!
Ещё интересная статья :