Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас уникальная тема, и начну я ее со слов "Можно мне что-то посерьезнее обозрать, обзереть, обозреть"...
Ну в общем словами вот из этого видео
видео отсюда https://www.youtube.com/shorts/C6raYF-6R_s
Видео смешное. Юмор качественный. Автор знаменитый. Умеет контент подавать. Я порой ему завидую. Он так может, а я вроде ничем не хуже.... А вот что-то халтурю...
Но я тут чего подумал. А ночник-то тоже прикольный.
Вот фотка на него.
фото отсюда Ссылка на данный товар на Яндекс.Маркет
Стоит эта штука 2 003 рубля. Причем на нескольких торговых площадках разом. А если в цене разницы нет, то зачем покупать там, где доставка платная и курьера ждать целый день, когда есть контора с постоматочными?
Вот и я подумал подумал. Разницы в товаре нет. В цене за товар нет. А постоматочные рулят!!!
Кстати ночников таких в разных тематиках, с мышкой или кроликом помимо котика целый ассортимент. Вы знаете на какую ссылку нажать, чтобы его весь заценить. Там даже цены есть еще чуток более приятные.
Как по мне так парни тему словили, делая такие уютные ночники. Прям вот шикардос. И вроде как под брендом ЭРА это все выпускается.
***
Хотя конечно цена несколько выше, чем за вчерашнюю прибамбуську. Вчера вообще за 500 рублей товар шел. И он кстати тоже светится в темноте. Но это уже совсем другая история.
***
А сегодня у нас тема. Которую мы будем разбирать с нескольких ракурсов, и в несколько частей.
Просто потому, что в одну часть мозг лопнет.
При этом для лучшего понимания процесса, сегодня мы будем рассматривать тембр-блок не как регулятор тембра, а как корректор кривой АЧХ на Виниловом проигрывателе.
Там ведь те же самые тембры, только вместо переменных резисторов, постоянные запаяны.
Делать мы будем не простой проект сегодня.
Нам нужно сделать дешево и сердито. И при том максимально качественно.
По простому говоря будем делать корректор для вертушки Второго Класса с Магнитным Звукоснимателем.
Т.е. дорогие малошумящие транзисторы ставить нельзя!!!
А потому делать схему нужно впритык по всем параметрам, находя наиболее идеальный результат.
Как известно на Виниле есть некоторая кривая АЧХ. Она с одной стороны заваливает басы, чтобы картридж из канавки не вылетал, с другой задирает ВЧ, чтобы картридж шумов меньше ловил. Ну и на СЧ что-то там тоже кривенькое имеет, чтобы что-то там тоже попрозрачнее ловилось.
Ну окей. Механическую часть тракта оптимизировали.
Но теперь при воспроизведении у нас интересная ситуация. Нам теперь нужно задрать басы, и завалить почти под ноль все остальное.
При этом с картриджа мы имеем 3 мВ, а выдать нам нужно 300 мВ.
Т.е. в 100 раз выше.
Тут для справки нужно уточнить, что от 300 мВ до 10 Вольт всего 30 раз. А 10 Вольт на 4 Ома это 50 Ватт.
Т.е. нам сейчас нужно сделать самое сильное усиление в тракте.
И при этом обеспечить его качественный уровень.
На прилично-шумящих транзисторах.
В общем будем использовать КТ315.
На них каждый транзистор даст нам усиление в 20 раз.
Т.е. нам нужно 5 штучек, чтобы уровень раскачать.
Но это без кривой АЧХ.
А пассивный тембр-блок на выходе нашего усилителя потребует еще одного КоТэ315 для компенсации просадки на нем.
Ведь он пассивный. Он ничего увеличить не может. Он только просадит нам СЧ и ВЧ.
А вот НЧ нам нужно на максимальном усилении протащить.
И тут такой момент. Если мы все это делаем на выходе, то у нас будет куча гармоник. 6 Транзисторов в Классе А на пути сигнала стоят.
При этом на выходе мы фильтром нашим просаживаем шум на ВЧ. Это нам полезно. Просаживаем СЧ. Причем хитро. Гармоники от баса, что сформировал наш усилитель - мы их тоже просаживаем.
Это ж красота. Мы одним махом и шум убрали, и гармоники осадили.
Вот только одна проблема. Интемодуляция. Это когда наоборот сигналы из СЧ сделали НЧ тона.
Вот они у нас тут прут по полной программе. И бубнят в басу по чем зря, наводя там и бубнеж и мутность звучания. (На самом деле не совсем так. Об этом ниже)
***
Ну окей. А что там с ООС?
Давайте так же. С выхода всех 6ти транзисторов.
Тут какая тема. Тут сама ООС тоже дает просадку усиления, которую нужно компенсировать еще одним транзистором.
Т.е. получается, что у нас эти же 6 КоТэ315(ну "вдохновение дня" сегодня ночник про КоТэ).
Но тут какое дело. Тут у нас обратная кривая в ООС. Т.е. ее меньше всего в НЧ. И больше всего на ВЧ.
Таким образом НЧ у нас теперь со второй и третьей гамониками на выходе.
А вот бубнеж от интермодуляции ушел. А на ВЧ у нас бы и детальность подросла... если бы мы не проиграли в уровне шума, который маскирует тихие звуки, чем по сути их гейтирует вызывая смазаное звучание.
А он ведь теперь нашу схему в 3й класс по шумам откатил.
Т.е. мы вроде бы сделали более плотный и бархатситый бас, более прозначную СЧ, более потецниально детальный ВЧ. Но уехали с этим всем делом в 3й класс по шуму.
***
Что за ерунда такая?
А давайте тогда поищем золотую середину. Попробуем наш тембрблок поставить не в конец тракта, а в середину.
Между первой тройкой и второй.
И что у нас тогда будет?
А примерно одинаково. По шумам у нас теперь вроде фильтр особо не влияет. По гармоникам, что так, что так тоже особо не влияет.
Пойди теперь на слух улови разницу. Вроде она есть. А вроде...
***
Ну тут просится инженерная смекалка. А что если поставить пассивный фильтр на выходе, но при этом все 6 транзисторов ООС с линейной АЧХ охватить?
Ну тут просто. Просядет усиление. И понадобится 7й транзистор. Что опять нас откатит по шуму в 3й класс.
***
Ну тут же и марш несогласных.
Ведь во всех магнитофонах 2го и 3го класса фильтры стоят по середине. А я тут гну, что если пассивный и в конце усилителя - то лучше будет?
Как же так? Все делают иначе, я тут выискался?
Ну во первых кассетник этого класса шипит знатно. Во вторых, покажи мне такой кассетник, чтобы ему басы на 60 Гц не почикали. Чтобы не бубнил там.
Ну и самое главное. Если на первой копии он еще шумит более менее терпимо. То вот на второй у него почему-то главный смысл жизни - это шипеть всем чем только можно.
Тут уже сам слушатель ВЧ убавляет и не важно ему, что верх срезается. Главное, чтобы шипело поменьше.
Из этого следует простая мысль. Социализация Научно-Технического Прогресса и Одна из Технологий Ускорения Прогресса.
Создание трудностей при копировании у аудитории, для которой этот процесс наиболее востребован - есть стимуляция мышления этой аудитории, на предмет повышения качества работы системы.
И вот я вам сейчас рассказал, как это сделать. И что это была базовая мотивация к изучению электроники в СССР.
Хочешь убавить шум на копии с кассеты на кассету. Передвинь цепи коррекции АЧХ. А бубнеж в басу - ну он вообще-то на широкополосснике, что до 100 Гц, как дополнительная басовитость пойдет.
А теперь кстати бежим смотреть схемы кассетников, где на входе КоТэ 3102 который по сути за двоих 315х пашет, и при этом в схеме 5 транзисторов всего, а фильтр после первой тройки. Т.е. по сути на один каскад сдвинут к выходу.
При этом репутация этой Весны, что она и басит приятно, и шипит на копиях значительно меньше.
Как говорится ПАЗЗЛ для первой части нашей статьи сведен!!!
***
Продолжение следует.
Спасибо, что дочитали!!!