Я из тех людей, которые считают, что история не повторяется, а идёт линейно. Похожи лишь поведенческие модели человека, но не события и уж тем более их исход. Люди и за 10 000 лет остались такими же, так как это ничтожный промежуток времени для эволюции в сознании. Например, скупость, стремление к накопительству, кумовство, разжигание войн и поиск внешних врагов ради удержания власти - всё это никуда не делось.
Поэтому меня не удивляют мыслители, что 14 века, что века 21, которые в принципе пишут одно и то же. Вот возьмите хотя бы размышления поэта Франчески Петрарки (1304-1374 г.):
«Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость?»
Или:
«Добиваться власти для спокойствия и безопасности значит — взбираться на вулкан для того, чтобы укрыться от бури».
Поэт рассуждает о том, что власть имущие, что бы ни говорили, а своих обещаний никогда не выполняют. Как в одном американском фильме (не помню названия) старый политик говорит молодому:
«Обещай людям всё что они хотят слышать, главное выиграй выборы, а там уже всё равно что ты им говорил. Имиджмейкеры всё равно перевернут твои слова так как это выгодно тебе. Это ребята хитрые - тебе ещё и аплодировать будут, когда ты заберёшь у людей последний кусок хлеба».
То есть складывается картина мира, в которой «мудрый политик» всегда в шоколаде, а народ в дураках. Инструментов по одурманиванию населения за сотни лет придумано не мало. А в наше время и подавно. И вот я решил перечитать поэму Владимира Маяковского «Война и мир» и был просто ошарашен её содержанием. Сейчас бы его за такой посыл его тут же назвали «иностранным агентом».
Поэт сначала хотел написать коллективную поэму, где каждый может вписать свои строчки и высказать по поводу того, что происходит в стране. Так сказать «народная мысль», но позже от этой идеи отказался, хотя нет сомнения, что во время написания он общался со многими.
Смысл поэмы – это показать всю нелепость войны. Что даже после самых тяжёлых событий наступает мир. Это было в 1915 году – шла Первая мировая. И, естественно, Маяковскому не дали напечатать ни слова, так как это могло бы вызвать резонанс в обществе. Царь и так «весел на волоске», а тут ещё Маяковский со своими лозунгами о нелепости войны. В том же 1915 гожу он всё-таки выступит со стихотворением «Вам», где обращается к сытому и богатому бомонду:
«Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..»
И вызвал возмущение у общественности. Слава шла впереди него. А поэму он всё же напечатает отдельной книгой уже в 1917 году. Но тогда её содержание звучало как приговор и критика власти:
«Здоровые и целые вернемся в семьи!
Тогда
над русскими,
над болгарами,
над немцами,
над евреями,
над всеми
под тверди небес,
от зарев алой,
ряд к ряду,
семь тысяч цветов засияло
из тысячи разных радуг.
По обрывкам народов,
по банде рассеянной
эхом раскатилось
растерянное
«А-ах!..»
День раскрылся такой,
что сказки Андерсена
щенками ползали у него в ногах».
«Слышите!
Каждый, ненужный даже,
должен жить;
нельзя,
нельзя ж его
в могилы траншей и блиндажей
вкопать заживо».
«И взвился в небо
фейерверк фактов
один другого чудовищней.
И снова,
грудь обнажая зарядам,
плывя по веснам,
пробиваясь в зиме,
армия за армией.
ряд за рядом
заливают мили земель».
«Что́ им,
вернувшимся,
печали ваши,
что́ им
каких-то стихов бахрома?!
Им
на паре б деревяшек
день кое-как прохромать!»
«А там
расстреливайте,
вяжите к столбу!
Я ль изменюсь в лице!
Хотите —
туза
нацеплю на лбу,
чтоб ярче горела цель?!»