Эмоциональное выгорание — это состояние, которое возникает из-за хронического стресса на рабочем месте. Впервые этот термин использовал американский психиатр Герберт Фрейденбергер почти пятьдесят лет назад, в 1974 году, а в 2019 году ВОЗ официально включила этот синдром в Международную классификацию болезней. Вместе с психиатром Виктором Лебедевым разбираемся, какие признаки у этого состояния и как работать, чтобы этого избежать.
Что мы понимаем под словом «выгорание»
Выгорание — это прежде всего психологическое состояние, а не болезнь. Оно бывает разное — учебное выгорание, родительское выгорание, выгорание ухаживающих и, конечно, профессиональное. Виктор Лебедев выделяет три специфических фактора у профессионального выгорания:
- истощение или перенапряжение можно ощущать на физическом уровне: «все, я устал», «я больше не могу», «я не выдерживаю»;
- деперсонализация. Это про отношения между людьми, то есть когда появляется желание отстраниться — например, от коллег и клиентов, создать между ними и собой безопасное расстояние, некий барьер. Это психологическая защита. На самом деле мы защищаемся не от людей и не от работы, а от того, что мы сами чувствуем, от собственных эмоций;
- редукция профессиональных достижений. То есть когда человек говорит: «То, чем я занимаюсь — это ерунда и вообще неважно». Так он пытается договориться с собой. Это связано с падением рабочей мотивации.
«То есть если у человека есть все три компонента, которые связаны с его профессиональной деятельностью, то смело можно говорить о профессиональном выгорании. Они все тесно связаны между собой и практически всегда идут рука об руку», — говорит психиатр.
Проблема выгорания недооценена, потому что многие смотрят на себя через призму работы: «Я ценен, потому что я ценный работник». Выгорание тесно связано с трудоголизмом, что в свою очередь является социально приемлемой зависимостью. Люди убегают в трудоголизм, потому что не находят для себя смысла и удовольствия в других вещах. И так до тех пор, пока в жизни не остается ничего, кроме работы. Здесь важно дать человеку возможность восстановить то, что было утрачено. Это сложный процесс, и часто в одиночку справиться невозможно.
Как работодатель может помочь сотрудникам
Профессиональное выгорание опасно не только для работника, но и для работодателя. Если работник теряет мотивацию и заинтересованность, то падает продуктивность труда. Поэтому можно смело говорить, что выгорание — в первую очередь проблема компании.
«Работодатели должны следить за тем, чтобы у них работали люди, а не угли, которые выгорели в ноль. Есть шкальные методы, специальные опросники, по которым можно определить уровень выгорания, — объясняет Лебедев. — Следить за этим — важная часть корпоративной культуры. Сотрудники с выгоранием не заинтересованы в качестве работы, они разваливают коллектив изнутри. В здравоохранении я это видел неоднократно. Есть выгоревшие в нули работники — врачи, медсестры, которые по большому счету своим присутствием отравляют атмосферу во всей больнице, потому что они транслируют свое демотивированное отношение к работе».
Особенно сегодня, в условиях кризиса, сосредоточиться на своем коллективе — это самая лучшая стратегия. «Если хочешь, чтобы твоя машина ездила, вози ее на ТО». За работниками надо следить, за ними надо ухаживать. В первую очередь, чтобы они приносили прибыль. Есть много исследований, которые показывают, что инвестиции в благополучие команды в итоге сокращают затраты.
Что может сделать сам работник
Как правило, руководители в компаниях не задаются вопросами психологического состояния своих подчиненных. Если вы как работник чувствуете признаки профессионального выгорания, самое очевидное решение — увольнение, считает психиатр.
«Часто выгорание сопровождается установками из серии "я не справлюсь", "в другом месте я не смогу найти работу", "да кому я нужен". Это установка беспомощности, это ловушка, — настаивает Виктор Лебедев. — Не стоит забывать, что вы не беспомощны. Очень важная часть работы с выгоранием — это преодоление беспомощности, обретение понимания, что вы можете многое поменять. Очень часто стоит хотя бы чуть-чуть точнее обозначить границы рабочего времени, свои личные границы — и уже с этим можно начинать работать, уже можно отвоевывать себе пространство комфорта».
Важный момент — профилактика. Нужно не сосредотачиваться только на работе. Кроме работы должно быть что-то еще — хобби, спорт и так далее. Один из методов профилактики профессионального выгорания и переработок — обратное планирование. Как правило, люди вначале планируют работу, а потом только отдых. Правильнее поступать наоборот: сначала выделить время на любимые занятия, и только потом расписать задачи по работе, советует психиатр.
«Важно научиться пополнять свои ресурсы. Если человек это не делает, если он не отдыхает, то он будет выгорать быстрее. Это вопрос про интенсивность. Если вы понимаете, что на этом рабочем месте и в этой должности вам некомфортно, то лучше уйти на другую, можно даже внутри той же самой компании, — объясняет Лебедев. — Такие вещи важно обсуждать с работодателем. Если в вашей компании просто за то, что вы просите вполне понятного к себе человеческого отношения, вас увольняют, то тут встает вопрос: а нужно ли там оставаться?»
Как помочь близким
Чтобы помочь близкому человеку, нужно показать готовность к разговору. Заставить человека говорить практически невозможно, но дать ему понять, что вы готовы его слушать — ценно. Выгоревшие люди часто раздражительные и уставшие, им ничего не надо и ничего не хочется. Понимание этого состояния также важно. К тому же вы должны быть готовы поддержать партнера в случае решения об уходе с работы и в период безработицы. К этому надо быть готовым.
«И тем, кто выгорел сам, и их партнерам важно понимать, что в первую очередь нужно работать над тем, что тебя привело к выгоранию. Ведь это не просто усталость. При этом состоянии ты по-другому оцениваешь свою работу и себя самого. Если с этим не работать и ничего не менять, то увольнение и смена работы не помогут изменить ситуацию — через какое-то время все повторится. Увольнение — это больше откладывание проблемы», — говорит Виктор Лебедев.
Конечно, каждый случай индивидуален. При выгорании нужно обязательно обращаться к психотерапевту, разбираться, что вас в эту точку привело. Без психотерапевтической работы решить проблему практически невозможно.
Кто больше подвержен выгоранию
Выгоранию подвержены люди, склонные к перфекционизму. «А также те, кто по характеру мягкий и податливый, у кого не выстроены личные границы. Часто это люди-пессимисты. Тут вспоминаем об установке беспомощности: "У меня ничего не получится, я не справлюсь". Но очень часто они даже не пробуют справиться».
Если говорить о конкретных профессиях, то к выгоранию склонны люди, работающие с людьми: врачи, учителя, менеджеры по продажам, банковские работники. «Возьмем последних. Почему они так сильно выгорают? Потому что они общаются с людьми, у которых кредиты, долги, у которых вот сейчас могут забрать дом и так далее. Ты ставишь подпись на бумагу, которая лишает клиента, например, квартиры или накоплений, — объясняет психиатр. — С медициной разницы почти нет, разве что в банках они халаты не носят. Но уровень драмы такой же».
Если говорить о цифрах, то статистики нет. Виктор Лебедев считает, что в компаниях к такому состоянию склонны до 25–30% работников, а среди них больше женщин: «Это связано с гендерной социализацией, ведь многие, особенно в России, до сих пор растут с установкой, что женщина должна быть мягкой, податливой, уметь уступать. Плюс женщины чаще идут в помогающие профессии, где много контактов с другими людьми».