16 февраля 1982 года - скорбная и вместе с тем особая дата в истории Балтийского морского пароходства: затонул теплоход «Механик Тарасов». Из всех членов экипажа, а всего на борту согласно сохранившейся судовой роли было 37 человек, - выжили единицы. Страшная трагедия произошла в ледяных водах Северной Атлантики.
В этот день давайте вспомним моряков с т/х «Механик Тарасов», которых нет с нами...
Кстати, сохранились воспоминания о гибели парохода Вячеслава Юрьевича Кожухова. Он в том рейсе был вторым помощником капитана. Вячеслав Юрьевич поделился своими воспоминаниями ходе интервью для опубликованного потом материала в бюллетене «Морской профсоюзный телеграф», издается Балтийской территориальной организации РПСМ. Вот, что происходило ЗА 24 ЧАСА ДО ТРАГЕДИИ:
«За сутки до шторма я показал карту погоды проходившему у нас практику курсанту ЛАУ Андрею Шведову, который поднялся на мостик во время моей ночной вахты. Нас догонял глубокий циклон, который двигался на северо-восток c большой скоростью. Я сказал Андрею: «Готовься, попадем в сильный шторм». Догнав «Тарасова» циклон остановился. В результате сильного ветра до 50 узлов, дувшего практически в одном направлении, поднялось сильное ветровое волнение. Как потом выяснилось на суде по разбору гибели «Тарасова», в том районе в пик шторма регулярные волны были порядка 15 метров высотой, а с периодом в два часа проходили волны гиганты 22-метровой высоты. 15.02.1982 в 12:00, когда второй помощник принимает вахту, румпельная уже затоплена поступающей забортной водой. Вячеслав Кожухов: «Причина состояла в том, что оба грибообразных раструба вентиляционных шахт, находившихся по правому борту, один – на полубаке, второй – в носовой части судна, были сорваны штормом. Диаметр вентиляционных труб был 850 мм и 750 мм, и через эти трубы в трюма поступала забортная вода». Управление рулем в это время осуществлялось с поста аварийного управления – находившийся там матрос получал команды с мостика по телефону. В помещение было полно воды, которая поступала через щели двери, выходившей в трюм на главной палубе, где уровень воды был выше. Создалась угроза, что электродвигатель аварийного управления рулем будет залит. Примерно с 18.00 до 22.30 группа из восьми человек, включая Вячеслава Кожухова, ведрами откачивала воду. Моряки поднимали ведра с водой по трапу и выливали через другую дверь, выходящую на открытую палубу. Но из-за качки сместилась бухта швартовного троса, придавив дверь, и моряки оказались заблокированными. Второй помощник доложил капитану, тот ответил: «Ждите помощи, руль оставьте в положении право на борт». Меж тем вода поднималась, заливая аварийный пост, а моряки тщетно пытались отжать дверь на верхнюю палубу. Наконец, ее все же удалось приоткрыть, после чего все сумели выбраться. Судно к тому времени имело самый малый ход вперед и практически было неуправляемо».
Спасти «Механик Тарасов» никто и ничто уже не могло. До гибели судна, по сути, оставались считанные часы. Из всего экипажа «Тарасова» выжили только пять человек...