Найти в Дзене

Спецэффекты в кино: вчера, сегодня, завтра

Есть популярное утверждение: все фильмы, которые снимают в наше время, создаются с применением спецэффектов и технологий. Однако на самом деле, если покопаться, так было всегда! Где-то начиная со второго десятилетия существования кинематографа в фильмах появляются элементы, которых нельзя достичь обычной линейной съемкой. Спецэффектам в кино уже сто лет: давайте немного разберемся в их эволюции. 1920-е−1950-е Первым инструментом, благодаря которому стали возможны дополнительные эффекты в кино, была инновационная для того времени кинокамера Bell & Howell. Ею снимались все голливудские новинки нескольких десятилетий. Секрет камеры был в перфорации пленки: она не ерзала на держателях, соответственно, кадр был более статичным. Это позволило дорисовывать элементы прямо в негативе при обработке снятого материала. Следующий протоспецэффект — так называемая «блуждающая маска», набравшая популярность после «Непредумышленного убийства» ДеМилля и «Восхода солнца» Мурнау. Смысл технологии в том, ч

Есть популярное утверждение: все фильмы, которые снимают в наше время, создаются с применением спецэффектов и технологий. Однако на самом деле, если покопаться, так было всегда! Где-то начиная со второго десятилетия существования кинематографа в фильмах появляются элементы, которых нельзя достичь обычной линейной съемкой. Спецэффектам в кино уже сто лет: давайте немного разберемся в их эволюции.

1920-е−1950-е

Первым инструментом, благодаря которому стали возможны дополнительные эффекты в кино, была инновационная для того времени кинокамера Bell & Howell. Ею снимались все голливудские новинки нескольких десятилетий. Секрет камеры был в перфорации пленки: она не ерзала на держателях, соответственно, кадр был более статичным. Это позволило дорисовывать элементы прямо в негативе при обработке снятого материала.

Следующий протоспецэффект — так называемая «блуждающая маска», набравшая популярность после «Непредумышленного убийства» ДеМилля и «Восхода солнца» Мурнау. Смысл технологии в том, что съемка получается комбинированной: актеры и предметы снимаются на одну пленку, а фоновая обстановка с силуэтами — на другую. Маска использовалась, когда нужно было взять в кадре опасную или недоступную для актеров окружающую среду. Исследователи называют этот эффект прообразом современного хромакея.

1950-е−1980-е

Кино середины века было уже абсолютно другим, чем в его начале. Уже есть цветная пленка и звуковое сопровождение, а режиссеры повсеместно используют чудесное оранжевое полотно — хромакей. Снимая актера на этом фоне, можно подставлять большое количество разных бэкграундов (впрочем, пока это все тот же механизм работы маски). Со временем хромакей меняет цвет на желтый: патент на это получила компания Disney, снявшая с его помощью «Мэри Поппинс» и одолжившая эту технологию Хичкоку в «Птицах».

Но настоящую революцию произвели в конце 1970-х, когда с помощью цифровых технологий можно было создавать совершенно фантастических персонажей и немыслимые прежде локации. Примеров более чем достаточно: классические «Звездные войны», «Звездный путь», «Трон», «Терминатор». Так началась эра компьютеризации кинематографа, и обычная кинокамера оператора постепенно уступает свое место мышке с клавиатурой монтажера и техника.

1990-е — настоящее время

Добавление в индустрию кинопоказа эффекта 3D лишь продолжило эволюцию спецэффектов. В итоге сегодня в кино можно добавлять что угодно: омоложение старых актеров, перестрелки на Марсе, мотогонки по ночному Лос-Анджелесу, летающие призраки по холлу Хогвартса и многое-многое другое — называйте сами. Однако исследователи и историки кино уже несколько десятилетий бьют тревогу: если все крупнобюджетные фильмы мы делаем на компьютере, где же преемственность и верность корням? Где драматургия, чувства, катарсис?

Ответ, на наш взгляд, прост: они там же, где и были в самом начале кинематографа. Просто теперь — более эффектные.